Тем временем, пока отечественные чиновники радуются тому, что «#траншнаш», их подопечные – простые украинцы, которые закономерно считают, что радуются те, кому есть чему радоваться, увеличивают размер своих глаз, наблюдая за промежуточными результатами уже второй кампании электронного декларирования.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяЕсть чему
Понять можно и тех и других. Если не вспоминать о транше, ради которого чиновникам пришлось пойти на огромные жертвы и приподнять занавес над святая святых каждого госслужащего – его доходами, пока еще не окончательные результаты е-декларирования показывают уверенную тенденцию того, что дела у «лучшей половины» украинцев идут довольно неплохо. И это, если еще и учесть, что, очевидно, заботясь о нервной системе украинцев, государственные мужи и жены решили показать лишь максимально допустимые для восприятия обществом суммы своих доходов.
Стоит отдельно отметить то усердие и рвение, с которым чиновники жаждали рассказать правду народу. Аж в очередной раз систему е-декларирования «положили». Чтобы воздать должное стараниям всех желающих и дать еще немного времени на то, чтобы в грамотно составленную декларацию не попало ничего лишнего, Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции продлило крайний срок подачи отчетов до 1 мая.
Богатые – богатеют
И что же показали декларации 2016, спросят многие. Да ничего неожиданного. В Кабинете министров пока все столько же миллионеров. У большинства из них заметно не убавилось денег. Кто-то, как министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик, не исключено, что благодаря формуле «Роттердам+», приобрел себе и своей жене по Mercedes-у (Mercedes-Benz S500L 4MATIC 2015 года выпуска и Mercedes-Benz GLE400 4 MATIC 2016 года выпуска – соответственно).
Понятное дело, не у дел не остался и уже почти год как премьер-министр Владимир Гройсман, увеличивший за отчетный период свое благосостояние почти в два раза. Было бы даже странно, если бы этого не произошло. Правда, как оказалось, большую часть денег – 11.130.000 гривен, премьер получил от того, что попросту очень удачно попрощался с ранее нажитым непосильным трудом имуществом – земельным участком и автомобилем.
Карьерный трамплин
Интересные вещи случились и с молодыми и горячими борцами с коррупцией в Украине. Буквально недавно прильнувшая к госслужбе свежая кровь, очевидно, следуя примеру старшего поколения, уже также успела «накопить» свой первый миллион.
Например, главный борец за прозрачность всего вокруг – первый заместитель министра экономического развития и торговли Максим Нефьодов, за минувший год заработал всего 496,962 тыс. гривен доходов. Как не странно, эти деньги и вовсе были получены законным путем – в виде заработной плата. Кроме того, у 32-летнего кабминовского хипстера имеется квартира в Киеве площадью 133 квадратных метра, приобретена в августе 2014 года, которая на сегодня может «потянуть» миллионов на 5 гривен.
А еще у Нефьодова была машина – скромная Infiniti EX35. Правда ее угнали. Так что, потерпевшему замминистру пришлось пересесть на не понятно откуда взявшуюся Audi A6 2.0 Т Quattro, стоимостью в 50.000 долларов США.
Не отстает от своего сверстника и не так давно назначенная 27-летняя заместитель министра энергетики и угольной промышленности Наталья Бойко. В канун Нового 2017 года, скромная девушка из Львова обзавелась городским внедорожником Toyota C-HR за 750 тыс. грн. Так что, наличных у нее осталось не так много – 235.000 гривен, 18.000 долларов и каких-то 9.000 евро. В целом, если перевести в гривны – не больше миллиона получится.
Видимость реформ
А не удивляет украинцев такое положение дел всего лишь по одной простой причине: руководство страны сделало все, что было в его силах, чтобы одновременно и провести реформы, как того требовали международные партнеры, выделявшие под это транши, и наладить работу так, чтобы эти видимые реформы, не могли начать работать.
По мнению главы киевского отделения общественного движения Николая Томенко «Рідна країна» Александра Федоренко, это касается и самого электронного декларирования, и антикоррупционного органа НАЗК, печально известного высокими заработными платами своих членов и отсутствием ощутимых результатов.
«Электронное декларирование реальных результатов в борьбе с коррупцией не принесло. Только скандалы и возмущение общества от того, что стали видны многомиллионные суммы, находящиеся на руках у наших чиновников.
Я считаю, должен все-же существовать процесс непосредственной проверки деклараций, за которым должно последовать еще и привлечение к ответственности. При этом, эти органы должны работать так, чтобы не было возможности использовать их для борьбы с политическими конкурентами.
Кроме того, главный инструмент – сайт с электронным декларированием, не должен постоянно «висеть». Ведь можно было за достаточно долгое время между «первым блином» и нынешней кампанией все-таки починить главный инструмент в борьбе с коррупцией. Или это была «спецоперация Кабмина» по отвлечению внимания от денег Гройсмана и остальных министров?
Еще одна проблема заключается в том, что не все члены НАЗК понимают степень своей ответственности. Некоторые, как мы видим, могут, видимо по примеру народных избранников, попросту не явиться на заседание комиссии. По всему видно, что НАЗК было создано просто «для Совета Европы», чтобы они «успокоились». Нынешнее качество работы НАЗК – исключительно играет на руку нынешней власти. И действительно, ведь появление такого органа, который реально что-то делает в плане борьбы с коррупцией – никому из них не нужно. А вот, как ширма и инструмент в борьбе с политическими оппонентами – он вполне полезен» - отмечает Федоренко.
При этом, по словам политолога, заставить НАЗК наконец начать исполнять свои прямые обязанности сейчас практически не возможно. Для этого нужны соответствующие законодательные изменения.
«Как показывает практика, НАЗК не может работать «без начальника». Принцип коллегиальности в наших госструктурах понимают как-то неправильно. Опять же, берут пример с народных депутатов, по всей видимости.
Думаю, закон придется менять, чтобы дать больше полномочий главе НАЗК, которая сейчас, в сущности, вообще не может никак повлиять на своих подчиненных даже на уровне трудовой дисциплины. При этом, возможность реального влияния на этот орган нужно дать еще и общественности» - настаивает Александр Федоренко.
Позиция НАЗК
Противоположное видение проблемы высказала глава НАЗК Наталья Корчак. По ее словам, орган работает «как часы», а все возможные изменения в законодательстве – только сыграют на руку украинской коррупции.
«Понимая, тот общественный резонанс, который возник в последнее время вокруг отдельных направлений деятельности Национального агентства, стало понятно, что только экспертное заключение относительно нашей деятельности сможет доказать беспочвенность всеx упреков в адрес нашего органа.
Именно поэтому 3 апреля этого года в Верховную Раду Украины, как единого органа, которому по закону подконтрольное и подотчетное агентство, было направлено обращение с просьбой организовать проведение независимой внешней оценки (международного аудита) эффективности функционирования НАЗК и работы реестра е-деклараций.
Убеждена, что до выводов независимого международного аудита, принятие каких-либо изменений в Закон (ред.: имеется ввиду Закон «Про запобігання корупції») в части НАЗК будет преждевременным и недальновидным. Вполне вероятно, что такие действия могут поставить агентство в прямую зависимость от тех органов и структур, которые сегодня не заинтересованы в нашей деятельности» - утверждает Корчак.
Репутационные риски
Как бы там ни было, но если оставить без внимания факт того, что украинские чиновники продолжают обогащаться и не несут за это никакой ответственности, в антикоррупционном законодательстве Украины все-таки существует один маленький позитивный момент. Благодаря финансовому давлению международного сообщества, наши граждане наконец-то воочию увидели те астрономические суммы, которыми располагает наше правительство. Возможно, хоть это заставит украинцев, когда они в следующий раз превратятся в избирателей, задуматься над тем, за кого отдать свой голос.