Помните, с чего началась Революция Достоинства? И мы сейчас говорим не о «неподписании» тогдашним президентом Виктором Януковичем соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Речь идет о более ощутимом моменте, которым злоупотреблял беглый гарант. Мы говорим об экономике, частном бизнесе и гарантиях права на частную собственность в целом.

Хотя это и не было основной причиной для непосредственных участников последнего Майдана, она стала таковой для тех многих бизнесменов, протянувших в итоге руку посильной помощи стоявшим на площади.

Тогда

Тогда они думали, что с приходом нового демократического проевропейского и антикоррупционного правительства изменится и система взаимодействия общества, бизнеса и власти. Они надеялись, что им не придется, по старой-доброй воровской традиции, возведенной на государственный уровень, регулярно выплачивать 50% «дивидендов» от собственной прибыли в дополнение к налоговой нагрузке. В противном случае – вполне законные «маски-шоу» с итоговой потерей собственного дела.

Хотя, это касалось скорее представителей мелкого и среднего бизнеса. Более крупные или более успешные предприятия в те времена, зачастую, и того более – попросту меняли своего собственника, в лучшем случае оставаясь «на зарплате» в роли менеджеров или соучредителей.

Популярные статьи сейчас
Многочасовые очереди в ТЦК отменяются: в "Резерв+" заработала долгожданная функция Пенсионерам приготовили доплаты: кто получит надбавку к пенсии более 2 тысяч гривен Проработал 40 лет, а пенсия мизерная: в ПФУ обратилисб к украинцам, понравится не всем Пенсионеры тоже получат свою "тысячу" на карту: кому адресована надбавка
Показать еще

Не жаловали и государственные предприятия. По давно понятной схеме те либо становились «бездонными колодцами» по освоению средств государственного бюджета, либо, наоборот – становились банкротами и уходили с молотка в частные руки.

Были в те времена и вовсе необъяснимые банкротства. Например, можно вспомнить судьбу одного из старейших предприятий Украины – Киевского ювелирного завода, из года в год получавшего сотни миллионов прибыли, имевшего наибольшее представительство и покрытие среди подобных компаний на рынке. И даже тот факт, что предприятие торговало одним из стабильнейших активов в мире – золотом, также никак не повлияло на его жизнеспособность.

А кто не помнит «бизнесмена от бога» Сергея Курченко, который еще до своего 30-летия умудрился стать собственником «заводов, газет и пароходов»? Его имя стало нарицательным, если кто-либо начинал говорить о газовом бизнесе.

Переходный период

А потом все закончилось. Практически в одночасье ушли лица, символизировавшие собою «схемы». Вот только, как ни странно, схемы не ушли. В течение долгого времени их даже контролировали все те же «кураторы». Правда, со временем вместо того, чтобы отойти в небытие или преобразиться в новые схемы, старые финансовые потоки постепенно перешли во владения условно «новых лиц». И даже пресловутая газовая империя Курченко нашла себе нового хозяина, продолжив работать с «прерванным транзитом» и «фиктивным экспортом».

В итоге наследие «молодого олигарха», если верить признавшемуся в этом беглому депутату Верховной Рады Украины Александру Онищенко, значительной частью перешло в его руки. Хотя, вернее будет сказать, что перешло оно во многом попросту под его «присмотр». Поскольку, если, опять же, верить его словам, вся выручка, заработанная непосильным трудом, шла на финансирование «правильных» голосований в Раде. Конечно, в то, что спешно «эмигрировавший» Онищенко абсолютно ничего не получил от своего «статуса», верится с трудом.

Как бы там ни было, впоследствии Онищенко стал одним из главных спикеров, изобличающих коррупцию в высших эшелонах украинской государственной власти. Причина – проста: его прибыльный «бизнес» стал настолько успешен, что необходимость в управлении им с помощью ставленника уже была не нужна.

«Моноолигархизация»

В каком-то смысле, прощание Онищенко с бизнесом можно рассматривать, как элемент выполнения Президентом своего обещания относительно деолигархизации Украины. Мысль, конечно, наивная, но кому-то, кто хочет в это верить, может и понравиться.

Как бы там ни было, а первым официальным «раскулаченным» отечественным олигархом стал Игорь Коломойский – человек, который в свое время был одним из ближайших «соратников» нынешнего главы государства.

Вскоре после окончательной победы Революции и укрепления новой команды во власти, снизилась и необходимость в поддержке Коломойского на Востоке. После этого, практически в одночасье он «ушел» с поста главы Днепропетровской ОГА, а его люди синхронно вышли из предприятия «Укртранснефть».

Далее у группы «Приват» начались проблемы с «Укрнефтью», а потом и с докапитализацией «ПриватБанка», который по итогам прошлого года победоносно перешел в собственность государства. При этом, сколько именно денег в виде кредитов аффилированным лицам успели вывести эти структуры – до конца, очевидно, никогда никто не узнает. Вероятно, это и была цена ухода Коломойского с политической карты Украины, выплачивать которую придется уже всей стране.

Следующим в списке на выбывание, по всей видимости, значится другая не менее знаменитая для всех украинцев личность – миллиардер Ринат Ахметов. Первым звоночком стали проблемы и вопросы относительно предприятия «Нефтегаздобыча», частью которого в свое время владел тогда еще почти обычный бизнесмен Петр Порошенко. По, понятное дело, не подтвержденным данным и по словам все того же беглого депутата Онищенко, эти «проблемы» были запланированы еще в 2014 году, когда была дана задача «законным» путем лишить упомянутое выше предприятие лицензии на разработку недр.

В итоге, не лишенная лицензий, компания попала в поле зрения силовиков. После чего, правда, таким же таинственным образом выпала из него. Как заявлял в своем недавнем интервью Онищенко, цена «таинственности» последнего – 200 миллионов американских долларов.

Сейчас

Правда, считать, что таким образом Ринат Ахметов купил себе «проездной билет» для всех своих остальных активов, особенно проводя аналогию с Коломойским, наверное, не стоит. Особенно если учесть недавно начавшуюся блокаду, ударившую в первую очередь по ДТЭК, разговоры и слухи относительно возвращении «Киевэнерго» в коммунальную собственность и вышедшего буквально на днях официального сообщения Фонд государственного имущества относительно претензионно-исковой работы по возращению в государственную собственность ПАО «Укртелеком».

Видимо, игра, господа присяжные заседатели, все же продолжается.

«Зачем Вам деньги, Киса»

В очередной раз вспоминая беглого депутата Онищенко, все эти телодвижения нужны теперешней власти по двум простым причинам. Первая – заключается в том, что контроль над основными финансовыми потоками дает возможность руководству страны «чувствовать себя в безопасности». Влияя таким образом на крупный бизнес, оно изымает у него «излишнюю» денежную массу, которая если что могла бы пойти на финансирование оппозиционных политиков.

Вторая причина – еще более банальна. Власти попросту нужны средства, чтобы оставаться при власти, чтобы лоббировать «нужные» законы и принимать «взвешенные» решения относительно ключевых правительственных должностей.

Население

И последний вопрос, на котором стоило бы остановиться, а политикам побольше на эту тему думать, - это интересы государства Украина и жителей, которые населяют его территорию. Например, если не обращать внимания на некоторые внезапные случаи рейдерских захватов, подобных ситуации с кондитерской компанией «Житомирские ласощи», в целом, многие не особо крупные бизнесмены утверждают, что им стало проще общаться с налоговой. Хотя вполне вероятно, это потому, что до них пока попросту не успели добраться.

Что касается не обремененных предпринимательством украинцев, им и того больше повезло. Например, они как бы стали платить меньше налогов. Во всяком случаи, что касается ЕСВ. Правда, при этом вырос налог на прибыль и добавился военный сбор, но это детали.

Что действительно ухудшилось, так это соотношение между доходами населения и суммой, которую нужно уплатить за коммунальные услуги. А еще, не стоит забывать и о косвенном налоге в виде инфляции и девальвации, который по факту, также ложится на наши с вами плечи.