Исполнительный директор Украинского Института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник считает, что сентябрь на Донбассе пройдет тихо и без эскалации конфликта. А зимой вероятно дальнейшее продолжение военных действий. Об этом он рассказал "Знай"

- Зимой труднее воевать, чем осенью. Почему пророчите вероятное продолжение именно на зиму?

- Сейчас Путин готовится к Генеральной Ассамблее ООН, поэтому эскалация ему не выгодна. Конечно, разведка с обеих сторон работает на полную мощность. Но 31 декабря - это критическая дата. Потому что заканчивается срок действий Минских договоренностей. Тогда и следует ожидать нового витка войны. По условиям, к этому сроку должны быть выполнены все пункты Минских договоренностей - пока все играют в миротворцев и демонстрируют, как они выполняют соглашения. Это несколько снижает градус конфликта. Но в конце года по нашим прогнозам, все-таки снова встанет вопрос: кто виноват в том, что они не до конца выполнены?

В том, что они не будут выполнены до конца уже никто не сомневается. Думаю, что это станет отправной точкой и конфликт разгорится снова. Военный этап, скорее всего, начнется с применения авиации. Сейчас ее не удобно применять - потому что вокруг зелень, и это усложняет работу. А вот зимой это удобнее. Поэтому Россия передаст авиацию боевикам, или применит ее сама. Хотелось бы иметь более утешительный прогноз, однако заметного прогресса в политическом урегулировании конфликта я не вижу.

- Многие волонтеры уже сейчас говорят, что в связи с ухудшением экономической ситуации, люди уже не могут столько жертвовать на армию, как раньше. Страшно за наших ребят зимой ...

Популярные статьи сейчас
Пенсия вырастет почти на 1000 грн: кто может надеяться на повышение Приятная неожиданность: в Украине начали снижаться цены на некоторые овощи Дают всего 3 дня: в Украине изменились правила повесток по почте, что это меняет для мужчин Налоговая проверяет украинцев за границей: что уже известно
Показать еще

- Действительно, если в начале боевых действий, военных в решении этого конфликта поддерживало более 70% населения, то сейчас осталось менее 30%. Украинцы очень устали от войны. Как бы это цинично ни звучало перед памятью погибших, однако эта война больше информационная. На востоке ведутся боевые действия для того, чтобы спровоцировать в Украине политический, экономический кризис, истощить украинцев и свергнуть страну изнутри.

Мы же прекрасно понимаем, что возможности России позволяют ей атаковать нас не только на Донбассе, но и по всей Украине. Но этого не происходит. Каждую ситуацию на востоке - аэропорт, Иловайск, Дебальцево сепаратисты пытаются использовать, чтобы спровоцировать внутренний политический кризис. Тем более, что сейчас уровень недоверия к власти очень велик.

Читайте также: ТОП-10 песен нашей победы: хит-парад для окопов

Если взять любую ветвь власти - Президента, Премьера, Верховную Раду - любой опрос показывает, что уровень доверия населения ко всем этим институтам очень низкий. Зимой он еще больше снизится - потому что все-таки растут тарифы ЖКХ. И если военные действия снова восстановятся - Россия отнесется к этому серьезно и приложит максимум усилий для дестабилизации ситуации и попытки незаконной или законной смены власти.

- Сейчас много говорят о том, что находятся определенные силы среди "своих", которые помогают России. На каждом шагу можно услышать утверждение: это - агент Кремля. Насколько оправдано такое утверждение?

- До февраля этого года главными дестабилизирующими факторами внутри страны была аннексия Крыма и АТО. Сейчас главными факторами внутренней политической дестабилизации является экономический кризис и субъективная деятельность украинских политиков, которые даже в коалиции не могут договориться между собой. Они просто ее разрушают, создают серьезное противостояние внутри парламента, и это все выплескивается на улицах - я сейчас говорю о событиях 31 августа, когда пострадало 140 человек.

На сегодня украинские политики, к сожалению, и не оппозиционные, а стоящие у власти, являются основным источником расшатывание страны, генерирование многочисленных конфликтов, которые расшатывают государственный механизм и подрывают доверие граждан. Если и дальше играть в эту игру, то политики развалят окончательно коалицию и начнутся открытые противостояния, как это случилось 31 августа. Когда это произойдет, то России не потребуется восстанавливать боевые действия.

Мы проходили это в 2004, в 2007 годах, прошли в 2013-2014 годах, когда политики достигали таких результатов, народ выходил их валить. У меня такое впечатление, что наши политики продолжают работать не в интересах государства и не в интересах народа.

- Если принимать во внимание возможные противостояния - сейчас идет много разговоров о том, что в стране много оружия. Не станет ли это ключевым фактором в расшатывании страны с середины?

-Я сам являюсь легальным владельцем оружия, поэтому изучал этот вопрос. На самом деле, сейчас на "черном" рынке цены на оружие упали и продолжают падать - все из-за перенасыщения оружием, поступающей из зоны АТО. Опять же все упирается в политику государства. На государственном уровне знают о таком факте, но ничего с этим не делают. Должна быть возможность добровольно сдать оружие и легально, в пределах разумного, владеть ним. Легализация дала бы возможность получать дополнительные налоги в бюджет и значительно вытеснить нелегальное оружие. На государственном уровне нужно продумать этот шаг, иначе получим еще один дестабилизирующий фактор.

- На днях прозвучало заявление лидеров Меджлиса Мустафы Джемилева и Рефата Чубарова о том, что они готовы организовать блокаду Крыма, чтобы защитить крымских татар. Стоит серьезно воспринимать такое заявление?

- Это заявление очень эмоциональное и их морально можно понять. С одной стороны - это призвание к незаконным действиям. То же самое делали "Свобода" и радикалы под Верховной Радой. К незаконным действиям прибегать нельзя. Я думаю, что такое заявление прозвучало, чтобы привлечь внимание Украины и мира к крымско-татарскому вопросу. Это своеобразный торг, потому что сейчас стоит вопрос фиксирования Крымско-татарской национальной автономии. Со стороны Джемилева и Чубарова, это такой определенный шантаж власти, чтобы она хотя бы формально, в правовом поле зафиксировала эти нарушения, чтобы крымско-татарские политики в Крыму вынесли это на обсуждение.