12 августа 2000 года в результате катастрофы на глубине 108 метров затонула атомная подводная лодка К-141 "Курск" в Баренцевом море, в 175 км от Североморска. Всего на борту в момент катастрофы находилось 118 человек. Все они погибли.

10 августа 2000 года, согласно плану учений Северного флота России, подводная лодка "Курск" вышла на учебную задачу недалеко от Кольского залива. Она должна была произвести пуск крылатой ракеты и учебную торпедную стрельбу по отряду боевых кораблей. На борту лодки было 24 крылатые ракеты П-700 "Гранит" и 24 торпеды. Командовал кораблём капитан 1-го ранга Геннадий Лячин.

Читайте также: В России "распилят" на металлолом атомный крейсер "Киров"

Утром 12 августа крейсер условно атаковал эскадру во главе с авианосцем "Адмирал Кузнецов". "Курск" должен был с 11:40 до 13:40 осуществить учебную атаку авианесущей группы кораблей. Последние записи в журналах зафиксированы в 11 часов 15 минут.

В 11:28 гидроакустик на крейсере "Пётр Великий" зафиксировал хлопок, после чего корабль ощутимо тряхнуло. Однако этому не придали значения. Взрыв большой силы зафиксировали даже сейсмические станции.

Популярные статьи сейчас
Тарифы на воду уже подняли: где будут платить дороже Упаковка по 80 грн: в Украине супермаркеты изменили цены на сахар, сливочное масло и постное Не очень "древняя", но безбожно дорогая: как выглядит монета в 50 копеек, которая может озолотить Фанаты засудили Могилевскую за поощрение дочери: "Не сделали выводов..."
Показать еще

Российские власти, не имея необходимых спасательных средств, отказались своевременно обратиться за помощью к другим странам.

Читайте также: Российская армия возвращает на вооружение бронепоезда – Rzeczpospolita (видео)

Члены семей погибших получили от правительства финансовую компенсацию. Однако до сих пор нет убедительного ответа на вопрос о гибели лодки. Официальная версия от российской прокуратуры сообщает о самопроизвольном взрыве торпеды в результате халатности экипажа и общего беспорядка на Северном морском флоте.

Хронология гибели подлодки "Курск"

12 августа - в установленное время лодка не вышла на связь. В 23:44 в районе, где находилась субмарина, зафиксирован взрыв.

13 августа - на поиски атомного подводного крейсера отправилась группа кораблей. В 04:51 ее обнаружили на глубине 108 метров.

14 августа - в 11 часов командование российского флота сделало первое публичное заявление о том, что подлодка "Курск" легла на дно, но с ней поддерживается радиосвязь.

15 августа - Главный штаб ВМФ официально сообщил о начале спасательной операции.

16 августа - при волнении моря около двух баллов со спасательного судна "Рудницкий" спустили глубоководный спасательный аппарат "Приз". За ночь предприняли несколько тщетных попыток проникнуть к лодке.

17 августа - к месту трагедии направилось норвежское судно Seaway Eagle с глубоководными водолазами на борту и транспортное судно Normand Pioneer с британскими специалистами и оборудованием.

19 августа - к месту аварии российской подводной лодки "Курск" прибыло норвежское судно Normand Pioneer с британской спасательной мини‑лодкой LR5.

20 августа - норвежские водолазы обследовали подводную лодку на предмет повреждений и разблокировали вентиль аварийно‑спасательного люка, но проникнуть на лодку не удалось.

21 августа - утром норвежцам удалось открыть крышку аварийного люка и проникнуть в лодку. Однако 9-й отсек подлодки, к которому вел люк, оказался затоплен. В 15.27 внутрь корпуса подлодки ввели видеокамеру и специалисты попытались определить состояние 7‑го и 8‑го отсеков подлодки. В 9‑м отсеке обнаружили тело моряка. В 17 часов официально подтвердили факт гибели экипажа "Курска".

22 августа – Путин вылетел в Североморск, где встретился с родными и близкими погибших моряков. Он не смог ответить на вопросы о том, что именно произошло с "Курском" и почему не смогли спасти подводников.

25 октября – началась операция по подъему тел погибших моряков.

26 октября - водолазы, вскрывшие корпус подлодки, осмотрели тела моряков "Курска". Стало ясно, что после взрыва в 6-м, 7-м, 8-м и 9-м отсеках люди были живы.

16 июля 2001 года - началась первая фаза операции по подъему: работы по отделению первого отсека и подготовке технологических отверстий в подлодке.

7 октября 2001 года - началась операция по подъему подлодки со дна Баренцева моря. Лодка была оторвана от грунта с помощью 26 подъемных захватов, установленных на барже.

27 октября 2001 года - Генеральный прокурор Владимир Устинов заявил, что визуальный осмотр атомохода позволяет сделать выводы, что пожар был по всей лодке.

26 июля 2002 года - Генеральный прокурор России сообщил, что гибель Курска произошла "вследствие взрыва, центр которого локализован в месте расположения учебной торпеды, внутри четвертого торпедного аппарата, и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке подлодки".