171 военнослужащий покончил с собой от начала Антитеррористической операции с марта 2014 года - сообщает Министерство обороны Украины. 30% военных, которые возвращаются из зоны АТО, нужна психологическая помощь, консультации и диагностика, еще 60% нуждаются в пассивной психологической помощи. Но с этим у государства большие проблемы - говорит военный психолог Андрей Козинчук.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться"Государство выделило более 50 млн. гривен на психологическую реабилитацию участников АТО. Но эти средства не могут использовать из-за малого количества желающих работать с демобилизованными из АТО", - объясняет председатель парламентского Комитета по вопросам здравоохранения Ольга Богомолец.
Читайте также: Бойцы АТО снялись для фотовыставки "Воин. Воля сквозь века" (фото)
В Госслужбе по делам ветеранов и участников АТО предлагали создать 116 центров помощи. Такие центры должны быть созданы минимум в пяти районах каждой области. Однако откликнулись лишь 6 учреждений: в Киеве, Харькове, Кировограде и Кировоградской области.
"На сегодняшний день помощь психологов получили не более, чем 3,5 тысячи человек - это очень маленькая цифра", - отметила Ольга Богомолец.
Не могут получить финансирование от государства и частные организации и волонтеры, которые готовы оказывать помощь, в том числе и психологическую. Все из-за советских стандартов, согласно которым для такой работы нужно минимум пять лет стажа и соответствующее образование.
Специалисты утверждают, что психологов не хватает катастрофически.
"Военных психологов не хватает из-за того, что раньше нам они не были нужны. Одно дело - работать с человеком, пережившим измену, и совсем другое - с человеком, прошедшим ад войны", - говорит доцент Черкасского национального университета им. Б. Хмельницкого Инна Лукьянец.
Психологи могут сразу выявить людей, которые склонны к наркомании и пьянству, суициду или чрезмерной агрессии и отсеять еще на этапе отбора в военкомате.
Во многих странах для участников военных действий создают специальные клубы - это своеобразные хостелы, которые находятся на обеспечении у государства. Туда можно прийти в любой момент, поговорить с такими же военными, поделиться наболевшим, поесть, переночевать и т. д.
Помощник министра обороны по военным вопросам Всеволод Стеблюк объясняет, что после АТО мы имеем дело с "украинским" посттравматическим синдромом.
Посттравматический синдром - это тяжелое стрессовое расстройство, которое развивается у человека в результате нескольких травматических ситуаций.
"Все дело в том, что с аналогичными психическими расстройствами сталкиваются военнослужащие многих стран. Был афганский и вьетнамский синдромы. Однако, надо учесть, что эти солдаты воевали на территории других стран, они профессиональные военные. Украинский синдром характеризуется тем, что на войну в Украине пошли добровольцы и простые украинцы, которые к тому моменту могли не сталкиваться ни с оружием, ни с критическими ситуациями. Люди оказались неподготовленными физически и морально. К тому же они шли защищать свою землю, а не воевать за чужую или выполнять чей-то приказ "- говорит Стеблюк.
Поэтому при украинском синдроме солдаты могут вспоминать места войны, обстоятельства психической травмы, своих друзей или братьев, которых потеряли, волноваться за свою семью и тот населенный пункт, где они проживают, волноваться за будущее своей страны, "проигрывать" в памяти определенные ситуации , вести поиски виновников не только войны, но и бытовых проблем, у них обостренное чувство справедливости и т.д.
Социум не готов принять бойца
В прессу регулярно попадают истории о бойцах АТО, которых избили, выгнали из автобуса, обидели, не взяли на работу. Последняя нашумевшая история - в столице убили бойца АТО.
Психолог Инна Лукьянец утверждает, что социум не готов принять тех, кто вернулся с передовой.
Читайте также: Бойцы АТО провели уроки мужества в десяти школах Мариуполя
"На подсознательном уровне человек привыкает к определенному комфорту, определенному ритму жизни - дом, семья, работа, спортзал, пиво с друзьями на выходных. Любые изменения человек воспринимает и переносит тяжело. А уж такие негативные изменения, как война, на подсознательном уровне человек не хочет воспринимать. Ему трудно осознать, что в стране идет война, гибнут, остаются калеками люди, что ребята возвращаются с войны и к ним надо уважительно относиться. Человеку надо выйти из своей зоны комфорта, для того чтобы осознать случившееся. И с этим надо жить, надо соответствующим образом реагировать, а не отворачиваться от людей, которые вернулись с войны ", - говорит эксперт.
Люди, которые увидели войну, позитива не несут. Поэтому сразу становятся некомфортными - обществу проще спрятаться от них, отвернуться.
Это приводит к дополнительному стрессу у солдат - ведь на то, что он пережил в зоне АТО, накладывается еще и стресс, когда его не воспринимают, отказывают в законных льготах, обижают, не хотят брать на работу.
Так разрушаются семьи, вчерашние бойцы начинают злоупотреблять алкоголем.
Инна Лукьянец говорит, что и сейчас можно услышать распространенную со времен Афганистана фразу: "Я тебя туда не посылал" или нечто подобное. Однако люди, которые ее произносят, таким образом пытаются скрыть свои страхи, беспомощность и внутреннюю неуверенность.
"Это реакция человека на нашу власть, войну, на свою слабость. Он не может докричаться до власти, поэтому свой негатив выливает на воина АТО - потому что он ближе", - убеждает психолог.
Бойцам АТО и их семьям нужно не обращать внимания на такие вещи - недобрые люди везде, но ориентироваться стоит на нормальных и адекватных.
Самая распространенная психологическая проблема общества - отсутствие понимания за что и за кого военные там воевали. В такие разговоры вообще не стоит вступать и дискутировать.
"Если рядом с вами живет боец, вернувшийся из АТО, не нужно отворачиваться от него, но и в душу не лезьте - ведите себя дружелюбно и вежливо, этого будет достаточно. Бывает, что боец может подойти к незнакомому человеку в кафе и сказать: "Ты здесь ешь, пьешь, гуляешь, а я там воевал за тебя". Не реагируйте на провокации, поблагодарите человека за возможность наслаждаться жизнью. Когда встает вопрос: "Ты и десятой части не видел, что я увидел там", можно сказать: "Верю, это очень трагично, я не был там, поэтому вряд ли пойму все, что вам пришлось пережить и увидеть", - объясняет Инна Лукьянец.