Бывший руководитель секретариата Совета Безопасности ООН Александр Мацука после выхода на пенсию в 2016 году работает советником украинского постпреда при ООН Владимира Ельченко. В интервью «Знай.ua» он рассказал о взаимоотношениях между США и Украиной.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться- Все мы помним колкую и справедливую Саманту Пауэр – постпреда США, которая блестяще оппонировала Виталию Чуркину. С приходом в Белый дом Дональда Трампа сменился и постпред. Каковы сейчас отношения Украины, России и нового постпреда США?
- Ну пока Дональд Трамп мало кому понятен, включая и самих американцев, чего никак не скажешь о новом постпреде Ники Гейли. Она опытный политик, бывший губернатор Южной Каролины, и близкa к ведущим политикам республиканской партии. Я бы сказал о ней так: «Наш человек». Как только она пришла в Совет Безопасности, то сразу же заняла жесткую позицию по отношению к России. Именно она первой из новой администрации напомнила напомнила российским дипломатам о том, что санкции не снимут, пока Россия не уберется из Крыма.
Я хорошо знал Саманту Пауэр – она была эмоциональной и жесткой в интонациях. Наверное потому, что в ООН пришла из журналистики, была в Боснии, многое видела своими глазами и некоторые ситуации она воспринимала «с оголенными нервами». А Ники Хейли опытный и осторожный политик – возможно, она не настолько экспрессивна, но она умница и проводит ту же линию. Вспомните ее выступление после химической атаки в Сирии. Я не вижу изменений в политике США по основным вопросам. США ведут себя последовательно и жестко.
- Как отнеслись в ООН к скандалу с выборами Трампа?
- Вопрос о российских хакерских атаках в США в ООН не обсуждается. Однако проблема существует. Сегодня российские хакеры влезли в выборы, а завтра они взломают систему управления ядерными ракетами. ВСША к этому относятся весьма серьезно и,думаю,они обязательно докопаются до сути.
- Для украинских дипломатов что-то поменялось после Революции Достоинства?
- Я могу судить только о той команде, в которой работаю здесь, в Нью-Йорке.В прошлом году Украина стала непостоянным членом Совета Безопасности.Работа сложная и напряженная, однако все знают для чего и для кого они работают, понимают, что в стране идет война. Вопрос патриотизма в постпредстве не стоит – патриоты все . В украинской дипслужбе хорошо знают формулу трех «П» легендарного дипломата Геннадия Удовенко - профессионализм, порядочность, патриотизм. Есть чувство, что мы команда, есть большая работа, есть результаты. Я помню как все радовалисьпосле того, как в ООН приняли резолюцию по Крыму – это была очень тяжелая работа и старались все – от секретаря до постпреда. Дипломатическаяработа -- это не приемы и заседания. Все видят заседания Совета Безопасности, но мало кто представляет,что 90процентов работы это то, что происходит до, после и между..
В российских СМИ регулярно поднимают темы гардероба украинцев за рубежом – то посол в Великобритании Наталья Галибаренко не ту шляпку одела, то у Президента костюм примятый. Реагируют ли на это дипломаты?
Помню шляпку Натальи Галибаренко – по-моему это глупо насмехаться над женской шляпкой. К королеве без головного убора не ходят – ну не хустку же ей одевать. А удачная или неудачная шляпка – это дело вкуса. И если российские СМИ обсуждают длинные брюки или примятый костюм – меня это только радует. Значит, не за что больше задеть, нечего нашим представителям закинуть. Приходится обсуждать одежду.
- Украина подала иск в Международный суд ООН в Гааге. Вы наблюдаете за процессом?
Да, наблюдаю. Хотя я и не специалист, но с интересом следил за представлением нашего иска. Думаю, что в Гааге было хорошее начало. Как оно будет идти дальше – посмотрим. Сам иск подан профессионально грамотно, а россияне, как мне показалось, были не готовы к такому повороту событий. Такое впечатление, что свою аргументацию они взяли из передач Киселева. В общем, российская команда выглядела весьма бледно .
- Когда же в Украине закончится кошмар, в котором мы живем четвертый год и придет мир?
Понимаю и Вас и всех украинцев, которые задаются таким вопросом. И у самого болит. К сожалению, Россия не прогнозируема и, боюсь, что у них достаточно ресурсов, которые они готовы потратить на войну. Такое ощущение, что у Кремля задней передачи нет – они как крокодилы, ползают только вперед.
Ясно одно – от Украины они не отстанут, ведь речь не идет о Крыме или Донбассе, а обо всей Украине. И ведь мы видим, как эта ползучая агрессия в разных формах распространяется дальше: вмешательство во внутренние дела США, попытка вмешаться в выборы в Европе, активизация на Балканах, Сирия. Москва пытается вернуть свое былое влияние в мире. В этой ситуации отпустить Украину они не могут – будут держаться до последнего. А мы им часто помогаем – помогаем своей пассивностью и нытьем. Ругаем власть,а сами ничего не делаем. Требуем реформ и порядка, выступаем против коррупции, но хотим, чтобы «кум все порешал». А нужно самим все делать, каждому на своем месте. Пусть с малого –давайте начнем окурки в урны выбрасывать, давайте подметем у подъезда, давайте протянем руку помощи тому, кто рядом и нуждается. Так глядишь и дойдем до глобальных изменений в государстве. Нам очень много нужно сделать внутри страны. Военным путем мы не победим, давайте попробуем победить путем перемен внутри. Война выжимает все ресурсы и соки из людей, люди устали… но оступать нам некуда. Поэтому выход только один – держать фронт и строить государство.
А зачем России под боком процветающее государство?
Вот я и говорю – нужно строить, хотя нам пытаются не дать этого делать. Нужно строить назло врагу, чтобы победить. Мы говорим о гибридной войне – так она же не только на фронте идет, она на каждом повороте идет. Сейчас снова будут пытаться расшатать ситуацию, дискредитировать институты власти, задушить нас коррупцией, непрофессионализмом и популизмом. Они уже понимают, что им уже не одолеть нас на фронте. Значит, будут заходить с тыла.
Какова дальнейшая перспектива Донбасса?
Заметьте, сейчас Вы спрашиваете о Донбассе, но не говорите о Крыме. Так часто говорят. Но ведь Крым все же наш? Почему-то многие об этом забывают.
Если мы говорим только о Донбассе – мы подыгрываем россиянам. Потому что тем самым соглашаемся с тем, что Крым ушел, потому что в Украине дескать «власть неправильная».
Нельзя разделять Донбасс и Крым – и то, и это наша территория. А Россия предпочитает говорить о Донбассе, вынося Крым за скобки. План «Новороссия» потерпел крах – теперь Россия всячески будет пытаться «заморозить» Донбасс и стараться, чтобы о Крыме забыли.
Москва хочет создать на Донбассе что-то похожее на Републику Српску, как в Боснии: деюре – Украина, дефакто - Россия. То есть расчет на то, чтобы впихнуть нам Донбасс по боснийскому сценарию, а Крым оставить за собой, как Прибалтику в 1940-м. Ведь США до 1991 года считали Прибалтику оккупированной территорией, но это не мешало им вести дела, торговать, договариваться с СССР. Нынче в России при власти бывшие КГБшники, а они ребята не творческие и часто работают по одним и тем же лекалам. Вот и надеются, что с Крымом у нихполучится, как тогда.
Не зря же в Минском формате переговоров речь идет о Донбассе, а о Крыме ни слова. И других форматов Москва не хочет.
-В ООН не забывают о Крыме?
-Тему Крыма мы поднимаем регулярно - осенью была принята резолюция о Крыме и Генасамблея признала оккупацию Крыма. Во время обсуждения обострения в Авдеевке 2 февраля –вопрос о Крыме тоже поднимался. То есть, в ООН прекрасно понимают, что происходит. А вот простые украинцы порой начали забывать о Крыме, ведь там же войны нет..