Удастся ли сделать украинскую прокуратуру европейской, "Знай" расспросил эксперта Реанимационного пакета реформ Ярослава Юрчишина.

21 мая Верховная Рада приняла в первом чтении внесение изменений в закон "О прокуратуре". Проект предусматривает реформирование прокурорской системы. Однако эксперты видят в поправках немало недостатков.

Можно ли считать принятый Верховной Радой закон о реформе прокуратуры победой и началом настоящей реформы?

- 21 мая состоялась как максимум тактическая победа. Ключевая дискуссия этой реформы - кадровые назначения.

Мы предлагаем назначить антикоррупционного прокурора, который станет главным партнером Национального антикоррупционного бюро. Начать настоящую борьбу с коррупцией невозможно при существующей прокуратуре. Они уже "доборолись" до того, что более 200 арестованных миллионов братьев Клюевых "ушли" за границу. Активы были банально разморожены, и есть информация, что их продали.

Популярные статьи сейчас
"Нафтогаз" предупредил всех: нужно успеть до 25 апреля ТЦК дал мужчинам 60 дней: сообщить обязательно Поймали на улице и принудительно увезли в ТЦК: украинцам рассказали, как себя вести Валютный рынок ждут важные изменения: как можно будет сдать или купить доллары
Показать еще

Именно поэтому мы настаивали, чтобы антикоррупционного прокурора выбрала независимая от президента комиссия. Но парламент проголосовал за вариант закона Юрия Луценко. Он предложил создать эту комиссию из пяти кандидатов он Генпрокуроры и еще пяти - от парламентской коалиции. Это означает, что большинство в этой комиссии будет пропрезидентским. На практике этот прокурор вновь будет подчинен одному человеку - президенту Петру Порошенко.

- Практика показывает, что чем более независимы антикоррупционные органы - тем эффективнее они работают. В Индонезии наш аналог Антикоррупционного бюро при поддержке прокуратуры возбудили уголовное дело в отношении министра внутренних дел. В стране, где только что завершилась гражданская война, - это был вызов человеку, может организовать государственной переворот одним движением руки. Прокуроры там настолько сильны, что не побоялись бросить вызов такому человеку.

То есть этот закон больше сосредоточен на введении поста антикоррупционного прокурора, а не на изменениях внутри прокуратуры?

- Ключевые изменения - это снятие с прокуратуры функции общего надзора, сокращение количества прокуроров, оптимизация структуры и усиление влияния внутренней самоорганизации. Сейчас системой руководит Генпрокурор, а должна быть самоорганизация. Прокуроры будут сами себя выбирать, сами себя контролировать и сами себя освобождать. Для этого надо сформировать независимую профессиональную Квалификационную комиссию, которая и будет это делать. Именно такая система действует во всем развитом мире. Это европейские стандарты, которых от нас требуют международные партнеры.

Читайте по теме: Пять уроков нового заместителя Генпрокурора Сакварелидзе для Украины

Мы предлагали сформировать Квалификационную комиссию из представителей парламента, учебных прокурорских учреждений, адвокатов и т.д. Эта комиссия должна была выбрать сначала антикоррупционного прокурора, а затем через открытые конкурсы руководителей региональных и специализированных структур. Далее на общенациональном уровне объявить конкурс, как сейчас єто происходит с патрульной полицией, и отбирать талантливых выпускников юридичных вузов с опытом работы.

После отмены функции общего надзора 10 тысяч прокуроров Украине не нужны. Сокращение функций повлечет объединение структур, а если старая структура ликвидирована - нечего обжаловать в суде. Скажем, прокурор из Харьковской области через суд восстановился в должности после люстрации в ноябре прошлого года. Заместитель генерального прокурора Николай Голомша до сих пор оспаривает своем увольнении, а на судебном заседании даже приводит группы поддержки в камуфляже. Чтобы этого избежать, старую структуру надо реорганизовать.

Поправки к закону приняли только в первом чтении. Депутаты будут его еще дорабатывать. Поэтому, что будет в окончательном варианте - сейчас невозможно сказать. Существует норма, что между первым и вторым чтением нельзя вносить изменения по сути. Однако мы неоднократно видели на практике, как законы кардинально меняли между первым и вторым чтением, в случае с тем же Антикоррупционным бюро.

Какими должны быть новые прокуроры и удастся преодолеть сопротивление "старых" кадров?

- Это должны быть люди с юридическим образованием, которые не имеют коррупционных приводов или подозрений. Наполнить прокуратуру новыми незагрязненными специалистами на самом деле не так сложно. В Украине достаточно университетов, которые выпускают качественных специалистов. Та же Академия прокуратуры учит очень неплохих профессионалов, проблема которых состоит лишь в том, что они попадают в устаревшую коррупционную среду, где быстро меняются.

Принцип "у меня дед - прокурор, папа - прокурор и я буду прокурором" возникает не от того, что внук также хочет стать именно прокурором. Это не профессиональные династии, а принцип "проторенной дороги", то есть кумовство. Именно поэтому "старые" прокуроры и оказывают такое яростное сопротивление реформе.

Читайте также: Люстрированного Юлдашева провожали аплодисментами

Месяц назад в СМИ промелькнула информация, что заместитель генпрокурора Давид Сакварелидзе отправил всех прокуроров фактически в отставку и назначил переаттестацию с переназначением. Однако затем оказалось, что это не совсем правда. Не понятно, удалось ли люстрировать прокуроров?

- Попытки такие были, однако в законодательном поле нет возможности переаттестовать сразу всех. Это приведет к волне обращений в суды. Учитывая, какая ситуация там - результат таких исков очевиден. Команда реформаторов искала, как это сделать. Это можно сделать, только переформатировав ведомство.

Порядок действий очень простой. Выбираем новых руководителей в районах, распускаем старые кадры , набираем и назначаем новых людей. Кстати, такое делали в истории независимой Украины не один раз. Помните, как во времена Ющенко распустили ГАИ? Тогда провели реорганизацию, которая позволила провести переаттестацию всех сотрудников. Сейчас аналогичный процесс проходит в Исполнительной службе с судебными приставами и в Регистрационной службе МВД.

Именно такую ​​модель мы предложили в законопроекте в октябре прошлого года. К сожалению, политической воли тогда не хватило, и наше предложение не поддержали.

Читайте по теме: Всех прокуроров освободят 4 апреля

Почему же Юрий Луценко пришел только сейчас и "написал" свой законопроект, скопировав ваш почти полностью? Нельзя ли считать эту "игру наперсточников" стремлением закопать реформу на терминологическом уровне?

- С одной стороны - это вопрос авторства реформ. Для политиков важно, чтобы за правильными решениями стояли их фамилии. Мы не имеем ничего против этого, пусть приписывают себе, что хотят.

Проблема в том, что в мелочах они поменяли чрезвычайно важные вещи. По проекту Луценко, за избрание новых прокурорских работников соответствует парламент и ГПУ. Это восстановление политического влияния на назначение прокуроров. Это выхолащивает реформу.

Если лишить прокуратуру функции общего надзора и оставь политическое влияние - они будут вести себя также, как и сейчас. Будут в районных городках показывать прокурорское удостоверение и бесплатно питаться в ресторанах. Когда авторитет прокурора будет означать больше, чем "связи" - это и будет настоящая реформа. К сожалению, наши политики этого не понимают.

Любом политику гораздо комфортнее иметь подконтрольную прокуратуру, чем независимый орган, который не имеет никаких привилегий для политиков и преград в осуществлении своих функций.

Чем сейчас пугают чиновников? Не каким-то агентством по кадровым вопросам, а прокуратурой. Советское отношение к прокуратуре, это - карательная булава государства. Сейчас сложилась такая ситуация, что прокуратура осталась едва ли не единственным органом, которым можно пугать чиновников и контролировать их. Если милиция недейственна, а суды коррумпированы, политически зависимая прокуратура - это палка, которая висит над головами политиков и может упасть на тех, кто "зарвался".

Получается, что группе активистов и экспертов противостоит "вся президентская гвардия", вместе со всей прокуроратуры. Какие тогда шансы вообще изменить эту систему?

- Да, все они противостоят нам. Но нас поддерживает значительная часть депутатов и международное сообщество. Скажем, за законопроект авторства Юрия Луценко в полном составе не проголосовала фракция "Самопомощь" и более 50 депутатов из других фракций правящей коалиции. Также на нашей стороне - уполномоченный по правам человека, заинтересован в том, чтобы прокуратура превратилась из линцюгового пса власти в настоящего защитника интересов граждан.

Самое удивительное то, что реформа прокуратуры должна была начаться уже в апреле этого года. В прошлом году в жовтнпарламент принял закон, который был значительно лучшим, чем то, что сейчас. Однако Виталий Ярема полностью проигнорировал и провалил реформу.

Читайте также: Президент и генпрокурор саботируют люстрации

Ответственности за срыв реализации этого закона никто не понес. В любой другой стране такой чиновник, как Ярема, должен навсегда попрощаться с руководящими должностями, а лучше всего - сесть в тюрьму на несколько лет.

Почему же вы считаете, что на этот раз удастся воплотить реформу?

- Предыдущее поражение научило нас сопротивляться профанации реформ. Мы разъясняем депутатам, что если они не усилят контроль хотя бы с их стороны - реформы не будет. Реформу вновь "закопают" на техническом уровне, а новые люди просто вольются в старую систему.

Читайте по теме: Генпрокуратура открыла вакансии для всех желающих