Законопроекты о конфискации преступного имущества стали на прошлой неделе причиной срыва принятия пакета "безвизовых законов". Сегодня парламентский Комитет рассмотрел свои же правки, которые вызвали возмущение депутатов и международных структур. В итоге практически все остались без изменений.

Камнем преткновения стало создание Агентства по поиску и возвращению преступных активов. Депутаты назвали предложенные нормы "драконовскими" и посчитали, что власть будет их использовать для преследования "неугодных". При этом Евросоюз и США уже дали позитивные оценки законопроектам и в который раз подчеркнули, что это – обязательная часть условий для получения безвизового режима с ЕС.

"Знай" расспросил соавтора законов, заместителя генпрокурора Виталя Касько о том, чем грозит принятие закона в варианте Комитета Верховной Рады и как на это отреагирует Европа.

- Как вы оцениваете сегодняшнее рассмотрение законов о конфискации? Чем депутатский вариант отличается от того, что предложили вы?

- Законопроект в первом чтении был принят в нашем варианте, поэтому мы настаивали, чтобы он прошел с минимальными правками и в окончательном голосовании. Он позволит арестовывать имущество обвинения и имущество третьих лиц, если есть основания полагать, что оно получено преступным путем.

Популярные статьи сейчас
Реформы и прозрачность: эксперт рассказал, что требуют США от Украины за свою помощь Осталась неделя: украинцы рискуют пропустить важную процедуру Украинцев поставили в жесткие рамки: начнут ограничивать Фруктов не наедимся: какой дефицит ждет Украину
Показать еще

Правки Комитета нивелируют суть законопроекта и не только не позволят этого делать должным образом, но и значительно ухудшат ситуацию с арестом имущества по сравнению с нынешними законами. Нынешняя редакция ломает хребет закона и ожидать от него того эффекта, на который мы рассчитывали, не стоит. Как вы видели, нас даже не особо и слушали. Если бы речь шла о каких-то косметических правках – это одно дело, но когда меняются концептуальные подходы – совсем другое.

По сути, по этими правкам будет невозможно конфисковать имущество подозреваемых и обвиняемых, нужно будет доказывать преступность активов еще на этапе обращения в суд. По состоянию на сегодня, общую конфискацию можно проводить по более простым правилам.

Нынешний закон будет мешать работать не только Генпрокуратуре и МВД, но и не позволит нормально работать и Национальному антикоррупционному бюро, а также Агентству по поиску и возвращению преступных активов. Если принять законы в том варианте, который предлагает Комитет Верховной Рады, мы не дадим Агентству того, с чем им работать. Будет хорошее агентство, которое будет работать по схеме: "скажем "А", но не скажем "Б". Это вызовет критику, и у самого Агентства спросят: "Зачем мы вас создавали, если вы ничего не делаете?".

Читайте також: Не имеют права 40 депутатов лишать мечты 45 млн граждан - Порошенко

- Депутаты обвиняют вас в том, что прокуратура стремится создать "монстра", который получит право арестовывать все, что пожелает, даже у тех, кто не причастен к преступлениям. Какую оценку дал Евросоюз вашему варианту законов?

- Если брать некоторые западноевропейские модели – они во многом гораздо шире в своих полномочиях по сравнению с тем, что предложили мы. С другой стороны в законопроекте прописаны очень серьезные гарантии независимости Агентства, зарплат сотрудников и прочее.

Агентство само по себе ни у кого ничего не забирает. Оно ожидает, пока следователи по решению суда передадут им что-либо в управление. Этот орган не может по своей инициативе искать и забирать имущество, это просто сервисная служба, которая заменит следователей и прокуроров, которые этим занимаются сейчас.

Когда говорят, что мы хотим безгранично расширить основания для конфискации – это симуляция и миф, поскольку все действия Агентства будут контролироваться следователями и судьями, еще и с гарантиями для каждого участника дела. Ни о каком правовом беспределе речь не идет, все будет происходить в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав и свобод человека.

Кстати, есть заключение представительства ЕС о том варианте законов, которые мы предложили. Один-единственный абзац из их документа отвечает на все претензии депутатов. Цитирую: "В других странах Европы существуют механизмы значительно большего вмешательства, нацеленного на то, чтобы обеспечить эффективный поиск и возвращение преступных активов и доходов с них. Если проанализировать европейские практики, можно сказать, что предложенные Украиной нормы являются очень осторожными в том, что с одной стороны они предлагают новые модели обращения с арестованным имуществом, с другой – балансируют между существующим положением вещей в правоохоронной и судебной системе". То есть, лучшей оценки нашим инициативам трудно придумать.

Мы даем такие инструменты контроля за преступными активами, которые сохраняют баланс между тем, что должно быть и тем, что есть сейчас.

- Во время дискуссий вокруг этих законов говорилось, что без них не удастся продать Межигорье. Реально ли применить этот закон к тем делам, которые произошли раньше, если украинские законы не имеют обратной силы?

- Закон не имеет обратной силы, когда речь идет о материальной или уголовной ответственности за преступления, за которые не наказывали до их принятия. Когда речь идет о процессуальных моментах – изменения можно применять сразу после их вступления в силу.

Если украденное имущество проходило в рамках уголовного дела и его статус до сих пор не решен – новые нормы можно будет применить ко всем ныне существующим уголовным делам.

Читайте за темою: Антикоррупционное бюро сейчас работает вхолостую - эксперт

- Получается, что депутаты предлагают создать Агентство "без рук"? Насколько далеко готовы пойти европейцы, если в Раде примут нынешний вариант закона?

- Наши депутаты забывают, что европейцам не нужен пустой закон с красивым названием. В частных разговорах я слышу: "Ребята, если не будет приняты работающие антикоррупционные законы – безвизового режима не будет".

Для окончательных выводов, нужно все-таки иметь на руках бумажный вариант того, что сегодня депутаты решили и приняли. Но в целом, кроме переформулирования некоторых общих положений, ничего в своих предложениях депутаты менять не стали.