Появилась информация, что 24 украинская экспедиция в Антарктиду 2019-2020 годов стала уникальной. Впервые после длительного перерыва на станцию приехали женщины-исследовательницы. Об их достижениях, любви к холоду и работе сообщает Hromadske.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяСветлана Краковская
На сегодняшний день Краковская является известной украинской исследовательницей климата, научным сотрудником Украинского гидрометеоинститута, членом Межправительственной группы экспертов по изменению. В 1997 году она была одной из четырех украинок, которые впервые попали на антарктическую станцию "Академик Вернадский".
"Для тех людей, которые на тот момент были в руководстве, это было нормально, что поехали женщины. Потому что они учитывали международное окружение. Но после отбора нас для экспедиции в "Комсомольской правде" вышла публикация, в которой говорилось о том, что "украинцы решили взять с собой на зимовку женщин — и теперь им зимовка будет казаться короче". Для меня это тогда был шок", — вспоминает она.
По ее словам, мужчины относились к женщинам по-разному: либо немного свысока, либо пытались помочь.
Следует отметить, что у членов команды в Антарктиде работа не делится на мужскую или женскую. Также каждый участник должен быть в определенной степени заменяемым на случай болезни или несчастного случая. В команде Светланы все учились оказывать первую медицинскую помощь, управлять лодками и разбираться, как работают дизели. Все это время они живут относительно изолированно, так как все станции расположены далеко друг от друга.
"В течение той зимовки я как метеоролог передавала им телеграммы по радиосвязи. Каждое утро и каждый вечер мы так контактировали и всегда перебрасывались парой слов о погоде и делах. И в конце сезона человек, с которым я целый год так общалась и ни разу не видела вживую, пришел к нам на станцию со своими коллегами, и мы наконец встретились. Также практически всю зиму мы общались с российской станцией Беллинсгаузена, где тогда была одна женщина — жена начальника станции. В том году к ним не пришел корабль, который должен был привезти продукты. Они доедали то, что осталось, и соседи, в том числе и мы, что-то им подбрасывали. Когда была возможность, передавали им консервы, масло, какие-то конфеты", - поделилась исследовательница.
Также посетить Антарктиду могут и туристы. Попасть на украинскую станцию можно, предварительно договорившись. Когда Светлана работала, у команды "Академика Вернадского" был очень позитивный имидж, а самим туристам никогда не отказывали в визитах.
"Действительно, бывали такие годы и такие команды, которые серьезно злоупотребляли "вернадовкой". И распространилась слава о том, что на украинской станции "спаивали" туристов. Вероятно, об этом и не стоит говорить. Но обидно читать об этом в отзывах иностранцев", — рассказала она.
К тому же, Светлана стала героиней медийной истории. Там говорилось о том, что украинок так долго не пускали в Антарктиду, потому что у второй экспедиции женщина родила ребенка и его пришлось эвакуировать.
"Единственной женщиной, которая забеременела в Антарктиде, и которую я знаю, была я. Со своим мужем я познакомилась на станции. Он был в составе первой экспедиции и остался на вторую. Но, во-первых, меня оттуда никто не эвакуировал, а во-вторых, об этом никто не знал, пока я не вернулась в Киев. Я уже молчу о том, что беременной я ходила в горы, выполняла все свои обязанности, ныряла в гидрокостюме", - призналась она.
Светлана была опытной альпинисткой, бывала в трехмесячной научной экспедиции в Арктике.
"Там я уже сама учила людей, как правильно подниматься по ледникам, отвечала за туристическое оборудование. Вместе с мужем мы ходили в горы, причем я была более квалифицированной. А он меня учил управлять лодками в море и кататься на лыжах", - рассказала научная сотрудница.
"Я слышал разные версии: от "организм женщины не приспособлен к таким условиям", к возмущению самих мужчин-полярников. В первом случае это даже не смешно, ведь на соседней американской станции "Палмер", где такие же условия, как на "Академике Вернадском", половина состава экспедиции ежегодно — женщины. Во втором случае мужчины говорят: "Ну что это такое, я больше не смогу ходить по станции небритым или в одном только нижнем белье". Или еще хуже: "Если жены узнают, что туда еще и женщины ездят, они нас не будут пускать"", - сказал директор Национального антарктического научного центра Евгений Дикий.
По словам Светланы, в Антарктиду они точно не ехали за деньгами, так как там она зарабатывала столько же, сколько и в Украине.
"Но эта поездка — неповторимая часть жизни. Это словно целая жизнь в жизни. Это континент, к которому быстро прикипаешь сердцем", - утверждает исследовательница.
Светлана сказала, что скорее вернулась бы на материк в другом статусе (туристки, научной сотрудницы), но уже дождавшись, когда на станции появится новое оборудование для современных исследований.
Мария Павловская
Так, Мария является научной сотрудницей отдела экологии и биологии Национального антарктического центра. Она стала одной из 8 победительниц конкурса Научного комитета по антарктическим исследованиям. Она изучает морской бактериопланктон.
"Проводить исследования в Антарктиде — это как измерять пульс пациента на запястье, то есть там, где его непосредственно и нужно измерять. А остальные исследования — это словно фиксировать пульс где-то на колене. Теоретически можно что-то увидеть, почувствовать, но это не будет иметь такой прямой связи, как исследования, проводимые в Антарктиде", - рассказала она.
По ее словам, главная особенность континента — это то, насколько он разный. На "Академике Вернадском" условия мягкие, "курортные", комфортные для длительного пребывания. Каждый регион Антарктики подходит для различных исследований, имеет разный ландшафт.
Также Мария с большим удовольствием отправилась бы в Антарктиду на зимовку, если бы не маленькая дочь.
"Наверное, самые яркие впечатления в том, что ты приезжаешь туда— и попадаешь в мир нетронутой природы, где еще 200 лет назад человека никогда не было. Видишь животных, которые тебя не боятся, видишь величие ледников, океана, гор. Иногда такое ощущение, будто это какой-то доисторический или постапокалиптический мир. Фантазировать можно очень много на эту тему. Но отсутствие цивилизации — это уникально", - сказала она.
В сезон на станцию приезжает немало ученых, и сложность проявляется в отсутствии приватности.
"Мы живем в кубриках — неких купе. У тебя есть полочка-кроватка, и оно занавешенное шторкой. И это все твой личное пространство. Говоришь по телефону с семьей, если есть интернет, а тут кто-то рядом тоже сидит и говорит. И ты, конечно, не можешь сказать всего, что хочешь", - призналась исследовательница.
Евгения Прекрасная
Биолог Евгения Прекрасная ездила в Антарктиду в сезонную экспедицию. Теперь же она проходит отбор для того, чтобы поехать в этом году на зимовку.
"Самое яркое впечатление об Антарктиде — это край, где нет людей. Они там больше в гостях, а настоящими жителями являются животные, птицы и растения. И они все так ведут себя, словно не знают, что человек очень опасен", - рассказала она.
"С 2012 года я изучаю антарктические микроорганизмы. Но тогда я даже не мечтала, что когда-то смогу попасть в Антарктиду. Когда там побываешь, лучше понимаешь, что это за это среда, можешь лучше формулировать вопросы, ответы на которые ищешь, и понимать полученные результаты. Меня приятно удивило, когда мы приехали в Антарктиду и отработали там сезон, что очень многое из того, что спланировали, действительно там сделали. Ведь планировать, когда ты там никогда не был, очень трудно. Думаешь: нужно еженедельно выходить в море, отбирать образцы, но с трудом себе представляешь, какая там погода. Может, там штормы ежедневно или все забито льдом. Удастся ли все это сделать?" - поделилась она.
Когда приходит время сезона, желающие отправиться в экспедицию формулируют, что именно хотят изучать в Антарктиде. Затем решается, сколько нужно людей, чтобы поехать и выполнить то или иное задание, формируется список группы.
Дорога от Киева до "Академика Вернадского" занимает примерно 10 дней.
"Могут быть и большие, сильные штормы. Но у нас все было спокойно. И все же это самая большая качка, которую я переживала в своей жизни. К этому времени у меня был опыт экспедиционной работы на Черном море, где тоже были штормы. Но в проливе Дрейка все гораздо сильнее: ощущение такое, будто тебя засунули в стиральную машину", - поделилась Евгения.
Когда за сезон на станцию приезжает много людей — это стресс. Однако зачастую не бывает конфликтов. У каждого из ученых собственный распорядок дня. Завтракать можно в любое время, а вот обед и ужин — по расписанию.
"Если не успеваешь, можешь попросить кого-то отложить тебе какой-то еды. Бывало, например, берешь образцы в море и не можешь приехать и пообедать, потому что опускаешь гидрохимический зонд в это время", - рассказала биолог.
"Интернет на станции практически не работает. Я даже специально писала своим друзьям: перестаньте слать мне картинки, пожалуйста. Потому что каждая картинка может всем "завалить" интернет. Я поудалялась из всевозможных чатиков и групп, где много флуда и шуток: они становятся неуместными там", - сообщила Евгения.
По ее словам, о настоящем гендерном балансе речь будет тогда, когда люди перестанут этому удивляться, лишатся любых предубеждений относительно разделения на мужскую и женскую работу.
"Был один эпизод, когда я возвращалась после отбора образцов в море. Была в огромном красном комбинезоне, он не подчеркивал пол, я была с красным замерзшим лицом и двумя бидонами воды. Зашла в помещение станции, а там были иностранные туристы. И вот иностранец смотрит на меня и спрашивает: "Are you a lady?". Я думаю: конечно, я сейчас не очень хорошо выгляжу. Но говорю: ну да, женщина. Он так обрадовался. Говорит, что в четвертый раз на этой станции, но ни разу не видел женщины, и это так здорово, что наконец появились женщины-исследовательницы. Это было приятно услышать", - вспоминает она.
Напомним, что пингвины заполонили небольшой остров в Антарктиде. Около 4 тысяч птиц вышли на сушу.
Как сообщал портал "Знай.uа", жительнице Львова Оксане Литинской удалось покорить все семь самых высоких горных вершин мира.
Также "Знай.uа" писал, что украинские полярники 24-й экспедиции на станции "Академик Вернадский" в Антарктиде поздравили украинцев с Новым годом.