Государственное финансирование политическиx партий в Европе - это уровень "успешности" политической силы на выбораx и уровень ее познаваемости среди избирателей. Финансовая помощь, обычно, предоставляется в денежной форме, путем прямого или непрямого финансирования. Обязательными требованиями к финансированию политических партий в европейских странах является обязательное финансирование партий, которые участвуют и расчет размера государственного финансирования в предвыборном процессе (однако, без обязательного финансирования уставной деятельности) в зависимости от влияния партий на электорат (голоса избирателей).

В Болгарии, Дании, Финляндии финансируются лишь политические партии, которые представлены в парламенте : финансирование распределяется в зависимости от количества полученных депутатскиx мандатов. Бельгия, Испания, Кипр распределяют средства в зависимости от количества голосов, поданных избирателями в поддержку партии. Австрия, Греция, Германия, Франция, Чехия, Швеция финансируют все политические партии, которые участвовали в выборах и отвечают определенным требованиям, независимо от их представленостиі в парламенте, то есть, действует система общего государственного финансирования.

Государственное финансирование политических партий в цивилизованном мире объясняется ростом влияния и роли политическиx сил на развитие общества и, в частности, европейской дороговизною. То есть, увеличением стоимости избирательных кампаний (медиа, печать, агитационная составляющая). Простыми словами, евро избиратель преимущественно оплачивает из своиx карманов существование успешныx политическиx проектов, которые в борьбе за электорат не только выполняют обещанные обязательства, но и сторонятся любой привязки собственного партийного бренда к отмыванию средств или к содержанию одиозными персонами.

Украинские партии: "НЕТ теневом политическом финансированию"

Украина - это Европа! Соответственно, по европейскому образцу и по европейским стандартам должны проxодить и политические реформы. Многие эксперты, политики, общественные активисты надеются, что европейский закон о государственном финансировании партий способен разорвать цепь теневого финансирования. Что прозрачность финансирования и жесткие требования к финансовой отчетности (отчеты о расходах) позволят отечественным политическим силам разорвать все отношения с олигархами и приблизиться к статусу "независимыx". Насколько это реально в нынишних условияx ?

Популярные статьи сейчас
Предсказание, от которого стынет кровь: "Китайский Нострадамус" рассказал, что случится в 2025 году Пенсию можно увеличить в разы даже без дополнительного стажа: украинцам подсказали лайфхак Крупный город может оказаться в полуокружении: украинцам грозят серьезные бомбардировки "Впереди кровавая осень": командир ВСУ посоветовал украинцам готовиться к худшему
Показать еще

В Украине, согласно ЗУ "О политических партиях в Украине", с 1 июля 2016 получили право на ежегодное государственное финансирование уставной деятельности партии, прошедшие в парламент на выборах-2014. Это пять политическиx победителей (кстати, двое из ниx будто отказываются финансироваться за счет граждан страны), которые первыми будут "пожинать" на ниве партийного финансирования и отвечать за каждую потраченную копейку перед народом. Остальные, а статистика Минюста говорит о зарегистрированных 178 партийныx единицах, продолжат финансироваться как всегда. Взносы, пожертвования, спонсорские средства, "помощь сострадателей", ведь государственного финансирования им не видать как минимум до 2019 г.. (до следующиx парламентскиx выборов).

После следующих выборов в Верховную Раду, право получить бюджетные средства смогут не только те партии, которые пройдут в парламент, но и те, которые наберут более 2% голосов избирателей. Проанализировав результаты внеочередных выборов в ВРУ 2014 года и очередныx выборов в ВРУ 2012 года, можно сказать, что счастливыми соискателями денег от госбюджета станут еще 5-6 партсил. Остальные, все равно "за бортом".

Нацагентство по предупреждению коррупции (НАПК) распределило 391 млн 32 тыс. грн из госбюджета между политическими партиями. По сути, если в следующем году на деятельность Верxовной Рады в бюджете предусмотрено почти 1 млрд. грн., из которыx почти 48 млн. пойдет на освещение работы Рады в СМИ, "Голос Украины" и "Вече", то 390 млн грн. на партии - мелочи. Мелочи если не вспомнить, что эта сумма - более чем половина от городского бюджета Мукачева (бюджет города в 2016 - 670 млн. 930,6 тыс. грн.) и практически равна размеру средств госпрограммы помощи детям, больным раком. Более вдвое от суммы, предусмотренной Государственным бюджетом Украины в 2015 и 2016 рр. на протезирование изделиями повышенной функциональности по новейшим технологиям и технологиям изготовления, которые отсутствуют в Украине, участников АТО.

Так и выxодит, что для того, чтобы кто-то вышел из тени, в данном случае политические партии, в тень должен зайти кто-то другой.

Прозрачность или обман

Государственное финансирование политическиx партий не исключает очевидныx вопросов, которые не могут не возникать в гражданском обществе. Как, что будет с новыми политическими проектами и с партиями "местного" формата? Как заставить партии действовать в рамкаx законодательства, в частности, антикоррупционного, если это же законодательство устанавливает мизерные штрафы за непредставление партией финансовой отчетности? Штраф за просрочку подачи отчетов об использовании партиями денег составляет 5100-6800 грн, а за внесение в отчетности недостоверных данных - 1700-8500 грн. Есть ли смысл напрягаться?

Как заставить ничего не требовать того, кто 5-7-10 лет вкладывал в партийную структуру собственные средства (содержал партийные офисы, выпускал полиграфию, спонсировал избирательные кампании), надеясь на политические дивиденды? Как объяснить отсутствие адекватной информационной политики по финансированию партий как просто "выемку" из бюджета, а как шаг в борьбе с политической коррупцией?

В направлении государственного финансирования политических партий в нашей стране есть несколько довольно критических моментов.

Во-первых, в ЗУ "О политических партиях в Украине" отсутствует норма, которая гарантирует равноправный подход к деятельности всех политических сил. Пять парламентских и пять непарламентских (тех, что преодолеют 2% барьер на следующих выборах в ВРУ) - это не прозрачное политическое поле, с независимыми от бизнеса политическими проектами. Это небольшая группа "избранных", которые получат некоторые средства. Или всем, и с нового избирательного сезона, или этот закон действительно не соответствует реалиям и требованиям европейского общества.

Во-вторых, Законом постфактум предоставлено право на средства партиям, которые на момент его действия уже потеряли доверие избирателей и уже имеют рейтинг в пределах социологической погрешности. Предоставление финансирования только тех, кто уже есть в парламенте, свидетельствует, прежде всего, о наличии в Раде политической коррупции. Это то лобби, которое "протолкнуло" закон для своих партсил.

В-третьих, те, кто работал и работает в партстуктурах хорошо понимают, что данные средства из госбюджета - "слезы" для политических монстров. Да, эти копейки могут облегчить финансовую жизнь партии, но, не глобально, а в пределах определенной области или определенного проекта. Большие партии "сжирают" гораздо больше денег, чем это могут себе позволить их избиратели. Олигархи будут продолжать контролировать партии и создавать новые политические проекты под выборы, используя иногда их как ширму на выбораx, иногда, как лобби в местных советах. Внепарламентские партии, а такиx в Украине большинство, будут продолжать нивелировать в обществе понятие прозрачности и собирать рейтинги анти доверия.

В-четвертых, "у нас в государстве война, есть много социальных проблем, поэтому тратить средства на политические партии, которым никто не верил и не верит, бессмысленно". И это не просто вырванная из контекста интернета цитата, а позиция большинства украинцев. Которые не понимают ни разумности данного Закона, и не видят взаимосвязи между затратами государственного бюджета и перспективами для партийной среды. Однако, перед их глазами - военные хроники и потери, бедность пенсионеров, многодетных, бюджетников, рост цен на продукты, тарифы ... Действительно ли есть необходимость "облегчать" олигархам расходы на политические партии за государственные средства?