Бензин в Украине для многих роскошь. Поэтому большинство автовладельцев уже перешли на газ, установив на железную лошадку ГБО.

Но в последнее время те, кто привык заправляться газом, испытывают стресс. Всего за неделю в середине августа стоимость сжиженного газа на заправках выросла почти на треть.

Еще в начале прошлой недели стоимость литра этого вида топлива колебалась в пределах 11,35-11,50 грн, то уже на этих выходных некоторые сети заправок продавали газ для автомобилей по цене около 15 грн за литр, а некоторые - 17 грн за литр.

Что происходит на заправках с газом, выяснил "Знай.ua".

Сезонный всплеск

Популярные статьи сейчас
Астролог увидел в мае "беду" для Украины Расписываться не нужно: когда повестка будет считаться врученной Школы теперь ждут массовые проверки: родители добились своего Как в других странах привыкли подтирать попу и почему на нас смотрят, как на дураков: всё дело в культуре
Показать еще

Только с 18 июля по 21 августа розничные цены на пропан-бутан выросли на 1,5 грн и превысили отметку в 15 грн за литр. За первую половину августа оптовые цены на пропан-бутан выросли на 63% и пересекли отметку в 24 тыс. грн за тонну.

Это абсолютный рекорд за всю историю наблюдений. Меньше, чем за месяц цена на жидкое или сжиженное горючее выросла более чем вдвое.

В конце июля средняя розничная цена на сжиженное топливо составляла 10,81 грн/литр. Примерно на таком уровне она держалась с мая. Последнее столь резкое повышение цены на сжиженный газ наблюдалось в апреле 2015 года, но тогда цены так и не достигли 15 грн за литр.

Подобный скачок цены был почти в это же время год назад. С 23 августа 2016 года начался рост, достигший пика 23 сентября - 13,16 грн/литр. Затем цена начала опускаться.

Растущая популярность использования этого вида топлива для заправки своих автомобилей – это главная причина. Эксперты комментируют – в конце лета идет стабильный спрос на топливо, и многие автовладельцы и аграрии предпочитают более дешевый сжиженный газ.

Уже давно украинские автовладельцы пользуются газовыми установками. Многие так неплохо экономили, а теперь почти нет разницы в цене между газом и бензином.

Если взять, к примеру, сферу такси, то почти в каждой машине давно стоит газ.

"У меня была старенькая "Ауди". На дальние расстояния не выезжал. Когда продал ее, сразу купил другую машину, "Ланос" 2012 года. Машина, можно сказать, новая. При оформлении документов посоветовали вписать газ. Газовую установку еще не ставил, собирался со временем. Вписал, для того чтобы не переоформлять потом документы. Теперь думаю, а стоит ли вообще ее ставить? Цена от бензина уже почти не отличается. Но еще такой вариант, если газ подорожает, то и бензин будет дорожать", - говорит Павел из Черкасс.

За последние годы рынок автомобилей на газовых установках значительно вырос – более 50% – и экономическая составляющая является основным фактором, который разгоняет этот рынок.

"Подорожание сжиженного газа диктуется повышением спроса со стороны населения. В Украине дорогой бензин. Даже при снижении мировых цен на нефть в апреле - июле этого года, бензин в нашей стране так и не подешевел.

Поэтому все больше людей переходят на автогаз. Это и провоцирует компании повышать цены. Так же газ используют не только автомобилисты, но и зерновые трейдеры", - рассказал главный редактор профильного издания "НефтеРынок" Александр Сиренко.

Дефицит дефициту рознь

Но рынок так устроен, что раз есть спрос – должно быть и предложение. А его-то как раз и нет.

Эксперты уверяют, что повышение цены на газ связано прежде всего с дефицитом. А дефицит в свою очередь вызван ремонтными работами на зарубежных предприятиях, поставляющих нам топливо.

"К середине сентября, в любом случае, должны заработать, во-первых, заводы. Во-вторых, должны активизироваться поставки с моря. Опять же, на фоне небольшого падения потребления. Рынок стабилизируется, и цена, скорее всего, вернется к тем уровням, на которых она была в июле – начале августа", – уверяет заместитель директора консалтинговой группы "А-95" Артем Куюн.

Но это – всего лишь перспектива. По словам эксперта, Украине трудно справиться с дефицитом автогаза.

"Предприятия к середине сентября заработают, а вот государству катастрофически не хватает логистики, чтобы его доставить. В частности, не хватает вагонов, а "Укрзализныця" не может эффективно использовать те вагоны, которые есть в наличии. Ждем поставок с моря, но и там ситуация может оказаться плачевной", - поделился своими наблюдениями Артем Куюн.

В Украину газ начали поставлять через морские пути. Специалисты в этой сфере говорят, что сейчас в Украину уже заехало 7-8 танкеров. Там есть газ из разных стран: Россия, Казахстан, Египет. Запастись газом и хранить его в Украине негде. Сжиженный газ требует особых условий хранения, для этого нужны газохранилища. А в Украине пока таких только 30% от потребностей рынка. Плюс, газовые цистерны часто задерживают на таможне, объясняя это сложностями в оценке топлива. Также на рынке заправочных станций существенно уменьшилась конкуренция.

“Несколько месяцев назад в Киеве прошла так называемая зачистка заправочных станций, профинансированная Нефтегазовой ассоциацией Украины. В результате со столичного рынка ушли около 300 игроков, а право торговать автогазом осталось только у крупных компаний. Еще один фактор, в Украине до сих пор не разработаны правила размещения заправочных станций с пропаном-бутаном. То есть де-факто они вне закона. Но правила демонтажа таких станций четко установлены”, - говорит автоюрист Богдан Глядик.

Опять Янукович

Основными поставщиками в Украину сжиженного газа являются Россия, Беларусь и Казахстан. Около 60-80% импорта приходится именно на Россию. А там недавно ввели ограничения для экспорта сжиженного газа в Украину.

“По сути, разрешение завозить газ в Украину получили только два российских игрока - “Роснефть” и компания Курченко, соратника Януковича. Поскольку Курченко в Украину поставлять отказывается, остается всего одна компания”, - поясняет Александр Сиренко.

Спрогнозировать окончательную цену на газ эксперты не берутся, причина тому - изменение цены каждый час, и это, как поясняют эксперты, зависит от большого количества факторов.

Многие прогнозируют: если ситуация сохранится – то скоро на табло автозаправок автомобилисты увидят цену в 20 грн за 1 литр сжиженного газа. Таковы, увы, реалии.

По оценкам Ассоциации газовых трейдеров в Украине, месячное потребление сжиженного газа в стране составляет от 55-65 тыс. тонн. Многие украинцы уверены, что разговоры о дефиците газа преувеличены. Газ покупают хорошо, вот потому и дорожает, есть спрос.

"Для рынка газа свойственны резкие колебания, когда цена, особенно оптовая, улетает вверх за короткое время, но впоследствии за столь же короткое время падает, и заправочные станции тоже оперативно реагируют. Потребление газа растет с каждым годом. Сейчас каждый пятый автомобиль ездит на газу. Популярность газа обусловлена его относительной дешевизной. Но рынок вносит свои коррективы. Не знаю, искусственно создан дефицит газа или ситуативно, но он есть. И не отстает "Укргаздобыча", которая тоже, учитывая ажиотаж, повышает свои цены", - объясняет глава Ассоциации операторов нефтепродуктов Украины Леонид Косянчук.