В 2017 году украинская картина о Чернобыле «Арка» получает награду, как лучший музыкальный фильм в Калифорнии на фестивале California International shorts Festival, и подобный приз ей достается в Канаде на Creation International Film Festival. Такой успех короткометражки сразу же приковал к ней внимание критиков и зрителей.

"Знай.ua" решил узнать все об этом фильме из первых рук. За подробностями мы обратились к автору идеи, продюсеру и сорежиссеру проекта Ирине Николаенко.

- Ирина, расскажите о себе. Как давно Вы в киноиндустрии? Какие картины еще продюсировали?

- Свой путь в творчестве я начала с фотодела, лет 7-8 назад. Тогда я создала студию, на базе которой реализовано много интересных проектов. А в кинематографе я всего год. «Арка» - моя дебютная работа, в которой я выступила в качестве автора идеи, продюсера и сорежиссера. Но, однозначно, она не станет последней.

- Какая стояла цель перед фильмом?

Популярные статьи сейчас
Одни уедут, другие не доживут: как изменится Украина в ближайшие 15 лет Отдавать по 10% от пенсии не придется: "Киевстар" порадовал стариков бюджетным тарифом Днепровская девушка-хатико вернулась, но теперь она нападает на людей Два тарифа на воду: новые цены установили для жителей многоэтажек и частного сектора
Показать еще

- Этот фильм – чистая, стопроцентная эмоция, спровоцировала которую уникальная акустика нового безопасного конфайнмента - саркофага для IV энергоблока Чернобыльской АЭС. Услышав ее, у меня родилась идея записать и сыграть под ним музыку и оформить это в виде фильма-клипа, повествующего об истории Зоны отчуждения. Задача стояла одна – успеть все это сделать до момента, когда новое укрытие займет свое проектное положение над четвертым реактором.

- Почему выбрали именно тему Чернобыля?

- Новый саркофаг – это определенная надежда для Чернобыльской зоны. Очень хотелось донести именно эту позитивную информацию до зрителя, сделать фильм не столько о трагедии, сколько о будущем территории, которая считается практически заброшенной и безжизненной. Я искренне верю, что словосочетание «Зона отчуждения» благодаря новому укрытию потеряет свою актуальность.

- Почему выбрали формат короткометражного кино? Был небольшой бюджет?

- Дело вовсе не в бюджете. Открою большой секрет – эти 8 минут стоят очень дорого, что связано с особенностью локации, крайне сжатыми сроками и огромным желанием сделать качественный продукт.

- Сама картина похожа на музыкальный клип. Музыка лучше тысячи слов?

- Документального и игрового кино о Чернобыле снято предостаточно. Даже компьютерные игры на локациях Зоны уже давно существуют. В нашем случае все события, а также эмоции и чувства переданы в музыкальных композициях, написанных в Зоне отчуждения, для нее и о ней! Основой музыки стали звуки нескольких уникальных объектов Зоны – это градирня ЧАЭС, радиолокационная станция, имеющая множество прозвищ: русский дятел, дуга, око Москвы, и непосредственно сама арка, акустические особенности которой можно услышать в композициях.

- Расскажите о съемках в Чернобыле. С какими трудностями столкнулись?

- О съемках рассказывать могу часами – локация уж больно специфическая. Трудности начались еще в Киеве, когда оформлялись документы на посещение Зоны: ошибки в бумагах или забытый паспорт – это была настоящая катастрофа, так как на запланированную съемку мог не попасть даже режиссер.

- Кто-то переживал из-за радиоактивного поля?

- Двойной дозиметрический контроль на выезде - сейчас уже привычная история для всего творческого коллектива, а вначале заставляла нервничать многих участников проекта. Утилизация одежды и некоторого оборудования также имела место после съемочного дня. Некоторые участники отказывались от работы на этой локации даже за двойной гонорар.

Но самой большой трудностью было договориться запустить на территорию режимного объекта, пребывающего под международным контролем, съемочную группу, музыкантов и два оркестра. И не просто запустить, а дать возможность двое суток настраивать аппаратуру, развернуть огромную сцену, декорации и сыграть там полноценный концерт! Это самые сложные съемочные дни проекта – под аркой работали около 150 человек, некоторые даже ночевали там. При этом отмечу: строительные работы не останавливались ни на минуту – один рабочий день «Укрытия-2» стоит около ста тысяч евро. Естественно, мы не могли себе позволить даже просить приостановить работу техники. Некоторые звуки машин и инструментов мы сознательно записали в аудиоматериал.

- Что значит для Вас эта трагедия?

- Мне было 5 лет на момент трагедии, и я мало что помню, но рассказы и описания событий родными в памяти останутся на всю жизнь. Отец уже после аварии работал на ЧАЭС… Приезжал с жжением в горле, много рассказывал о том, в каком состоянии находится станция. Не думала тогда, что столько времени проведу на территории Зоны, что сама буду возвращаться с першением в горле.

- Когда «Арку» сможет увидеть каждый желающий?

- На данный момент фильм собрал 13 номинаций и селекций по всему миру: несколько в Италии, Германии, США, Индии, Южной Корее, Хорватии, Венгрии, Албании, Румынии и Польше.

О дистрибуции и продвижении, конечно же, сейчас думаем, но фактически сможем реализовать это только с начала 2018 года.

- У Вас в кадре дети, насколько сложно было с ними работать? Объясняли им, что такое Чернобыль?

- Конечно, разъяснительная работа с детьми проводилась, поскольку нужны были эмоции и достаточно серьезные. Кстати, все съемки с участием детей проводили в Киеве и области, так как посетить зону может только лицо, достигшее 18-летнего возраста.

- Это была работа энтузиастов? Кто помогал финансово?

- Вся без исключения работа была оплачена: и музыканты, и актеры, и члены съемочной группы получили гонорары. Проект смогли вытянуть благодаря нескольким спонсорам, без их участия реализовать настолько амбициозный, колоссально сложный технически проект было просто невозможно. Мне до сих пор многие не верят, что концертные кадры из фильма сняты действительно под аркой в 300-х метрах от четвертого реактора.

- Какие в планах следующие картины? Будете чем-то удивлять зрителя?

- Сейчас все рабочее время занято несколькими большими проектами, не связанными напрямую с кинематографом. Один из них – продюсирование рок-музыканта Никиты Рубченко, который работал со мной на проекте «Арка». Мы приняли решение продолжить сотрудничество. Я действительно влюблена в этот коллектив, создающий уникальный формат украинской музыки - инструментальный симфорок с украинским фолком.

А что касается кино – есть идея для короткометражного фильма, которую я обязательно реализую в течение следующего года. Это будет интересная, немного интимная история в формате игрового короткометражного кино о двойственной природе человеческих убеждений и принципов.

- Не могу не спросить об актере второго плана - лисе. Где Вы ее нашли? Она тоже получала гонорар, раз оказалась в титрах?

- Гонорар это чудное создание получало регулярно, даже тогда, когда еще не попало в объектив наших камер. Это местная достопримечательность – Припятский лис Семен, который даже имеет свою страничку в Facebook. Семен практически ручной: он встречает туристов и сотрудников станции, увидеть его можно в разных частях Зоны отчуждения, но чаще возле столовой ЧАЭС. Ведь основная цель выхода Семена в люди – поживиться чем-то вкусненьким, в идеале – столовскими котлетами.

Напомним, ранее мы сообщали о том, что скончалась одна из лучших актрис ХХ века.