"Газпром" летом договорился с европейскими партнерами Shell, Engie, OMV, BASF-Wintershall и E. ON об увеличении пропускной способности трансбалтийского "Северного потока" путем строительства еще двух ниток магистрали. Таким образом, российская госкомпания нарастит общую мощность маршрута до 110 миллиардов кубометров в год. Проектная компания была создана партнерами в сентябре.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяГазпром оценил стоимость "Северного потока-2" в сумму не более 9,9 миллиарда евро и пообещал запустить его до конца 2019 года, тогда же заканчивается и контракт между "Газпромом" и "Нафтогазом".
О значении "Северного потока-2" и возможности новой "газовой войны" между Москвой и Киевом для "Знай" говорит партнер консалтингового агентства RusEnergy, консультант по проблемам нефтегазовой отрасли и политики Михаил Крутихин.
- Может ли "Северный поток-2" сделать украинскую трубу и хранилище ненужными для "Газпрома"?
- "Северного потока-2" недостаточно для того, чтобы сделать для Газпрома украинскую трубу и хранилище ненужными. Балканские страны, Греция и Италия будут нуждаться в украинском маршруте российского газа до тех пор, пока Газпром не построит что-нибудь на юге.
Читайте также: Нефть может продержаться год на уровне 45 долларов - Крутихин
- Украина может отказаться от российского газа?
- Теоретически может. Если проведет некоторые технологические изменения в схемах газопроводов, пересекающих границы, но лучше было бы диверсифицировать поставщиков. Тем более, что цены поставок с запада и с востока конкурентоспособны.
- Возможна ли зимой новая "газовая война"?
- Никакой зимней "газовой войны" я не ожидаю. Все основные проблемы сняты, и "Газпром" крайне заинтересован сейчас в продолжении поставок, поскольку страдает от затоваренности своего газа.
Читайте также: Зимой возможна новая газовая война России против Украины - эксперт
- Что делать с "Нафтогазом"?
- Необходимо видится выделить из "Нафтогаза" газотранспортной структуры (движение к этому уже наблюдается) и, возможно, приватизация под наблюдением будущего независимого регулятора газового рынка.
- Какие основные слабости украинского газового рынка?
- Помимо структурных проблем (которые уже решаются, хотя и очень медленно), главным препятствием для развития остается нехватка инвестиций – а инвестиции из-за рубежа могут прийти только с радикальным улучшением инвестиционного климата в стране. Главное – завоевать доверие инвесторов.
- Почему тема газа, а не нефти и нефтепродуктов, наиболее политизирована в украинско-российских отношениях?
- Понимая монопольную роль "Газпрома", российское руководство использовало компанию как политический инструмент. С сокращением монополизма и с обострением проблем для "Газпрома" большинство вопросов в газовой сфере уже деполитизированы.
- К каким долгосрочным трендам на газовом рынке Европы нужно готовиться всем странам?
- На повестке дня Европы – "Энергетический союз", то есть координация действий для предотвращения кризисов и перебоев в снабжении. Будет расти сеть интерконнекторов, позволяющая перебрасывать газ туда, где он больше всего необходим. И надо готовиться к сокращению роли долгосрочных контрактов в пользу спотовых сделок, хотя долгосрочные контракты полностью не исчезнут.