Известный украинский антиквар и меценат Федор Зернецкий рассказал "Знай" как себя чувствует рынок антиквариата, кого из украинских людей искусства ценят за рубежом и почему украинское искусство не в тренде.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться- Федор Аркадиевич, что сейчас происходит на рынке антиквариата?
- Скажу так – из-за ситуации в стране, рынок "уснул". Люди придерживают деньги. Раньше тон нашим коллекционерам задавала Россия, но сейчас сильно влияют санкции. Российский рынок также спит.
- Что больше всего пользуется спросом?
- С годами антикварных вещей становится все меньше. На первом месте стоит живопись, пользуются спросом Айвазовский, Шишкин. Среди украинских художников популярны Мурашко, Васильковский, Лещенко. Раньше их работ было не сыскать, сейчас же коллекционеры "достали" и продают их – нужны деньги. Хорошее произведение, оно, как банковский чек, но люди думают о хлебе насущном больше, чем о сбережениях.
Я недавно приобрел письменный серебряный набор ювелира Иосифа Маршака. Был такой киевский мастер, который вытеснил из киевского рынка даже Фаберже. Также из последних поповнений коллекции у меня часы 19-20 века – в золотом корпусе, с фазами луны, хронометром. Там очень сложные механизмы – такие часы делались по спецзаказу в единичных экземплярах.
Читайте также: Глава внешней разведки живет в роскошном особняке на 0,7 га (фото)
- Пострадал ли украинский антикварный рынок из-за войны на Донбассе?
- Антикварный рынок там нас особо никогда не интересовал. Это все равно, что считать рынком деревню. Исторически там не было никаких культурных очагов, имений, усадьб, дворцов. Богатые помещики жили в Киевской, Днепропетровской, Харьковской областях, у Западной Украины своя история. И многие вещи из тех времен сохранились, попадают на рынок. А на Донбассе были шахты и поселения казаков – ну, откуда там взяться антиквариату? Антикварный рынок Донецка был глубоко непрофессиональным, что-то из разряда: "есть вещица, нужно ее продать за бешенные деньги олигарху". Тамошние дельцы занимались обеспечением лже-коллекций и лже-собраний для богатых непрофессионалов.
- Кого из украинских людей искусства знают в мире?
- Огромным спросом пользуется Казимир Малевич и Иоганн Пинзль. Малевича рассматривают, как хорошее вложения денег, это уже бренд. Пинзля тоже любят – в Лувре, когда демонстрировали его работы, стояли километровые очереди. В остальном же в мире мало известно украинское искусство из-за нашего законодательства, запрещающего вывозить из Украины что либо. Антиквары не могут торговать, как это делают в Лондоне и Нью-Йорке. Иностранец, купивший у нас произведение искусства, становиться заложником, ведь он может им владеть только на территории Украины. Естественно, это не способствует популяризации нас в мире.
- Но, если позволить вывоз, Украина может лишится многих интересных вещей, которые "осядут" за границей?
- Определить вещи, которые составляют особую культурную и историческую ценность и запретить их вывоз. Во всем мире есть такая система – в каталогах такие вещи обозначают звездочками и каждый покупатель понимает для чего это и с какими трудностями он столкнется в случае покупки. Я бы, например, отнес к таким вещам работы Пинзля, прижизненные и первые печатные издания Шевченко, Острожскую Библию.
- А как сейчас обстоят дела с подделками?
- Учитывая падение рынка, и желание коллекционеров "словить" что-то подешевле, случаи подделок участились. Я рекомендую идти к специалистам, а не заниматься антиквариатом самостоятельно. Из своего опыта скажу, что наиболее ценные вещи опытные коллекционеры придерживают до лучших времен. Через год или два начнется подъем рынка, тогда и цены будут лучше.
Читайте также: В Киеве появился новый мурал о мире и детстве (фото)
- Попадались вещи с мистическими историями?
- В середине 90-х, когда в Абхазии была война ко мне пришла беженка из тех краев. Женщина вошла в кабинет и развернула покров. Я ахнул – это было что-то невероятное, вещь очень старинная, к тому же расшита золотом и серебром, а на холсте был нарисован человек. Женщина рассказала, что это покров с гроба Иоанна Златоуста. Оказывается, он скончался в Абхазии и был там же похоронен, а позже перевезен. Во время войны христиане не рискнули стянуть реликвию, а вот мусульмане ее забрали. За покров просила невероятную сумму – 40 тысяч долларов. На то время на эти деньги можно было купить пять квартир в Киеве. Я затруднялся провести оценку. Ведь есть такие вещи, которые оценить не возможно. Ну, во сколько можно оценить, например, ту же Туринскую плащаницу? Я спросил, зачем ей такие деньги. Женщина ответила, что у нее очень болен муж. Я посоветовал вернуть святыню на место, и с вашим мужем будет все в порядке. Она, по-видимому, рассердилась и ушла. Что стало с покровом, я до сих пор не знаю.
Вторая мистическая история случилась с иконой Богородицы "Дубенской", которую украли из монастыря на Черкасщине. До этого у нас с женой восемь лет не было детей. Сразу же после того, как мы отвезли икону на место, моя жена забеременела и через девять месяцев родила мне дочь. А потом у нас появился сын. Так что, для меня "Дубенская" стала роковой и очень счастливой иконой. До сих пор приезжаю к ней в монастырь.