Еще в 2015 году нынешний состав Верховной Рады принял закон №1674, отменивший таможенную пошлину на ввоз в Украину электромобилей. Чтобы было понятно, до этого, она составляла 8% от стоимости автомобиля. Правда, на нее еще и НДС накидывали, что в итоге, повышало ставку до 10%.

Одним словом, судя по всему, по замыслам правительства, после того, как этой государственной «наценки» не стало, украинцы должны были массово начать покупать уже дешевые электрокары. И действительно, продажи этого средства передвижения в 2015 году выросли на 400% (по сравнению с 2014 – годом, когда началось АТО). Правда, когда узнаешь, что эти 400% - это всего 231 автомобиль, начинаешь понемногу задумываться о существенности такой «победы».

Кручу-верчу, запутать хочу

Собственно, с этих изначальных манипуляций со статистикой и начинается наш небольшой экскурс в историю декларирования «побед» на электромобильном фронте нашей страны. Например, очередная статистика за 2016 год показала, что украинский рынок электрокаров вырос ну просто до небывалых высот - 1500 новых и б/у электромобилей нашли своих собственников (по другим данным – около 1700 штук).

При этом, отмечается, что безоговорочным лидером рынка стал Nissan Leaf. Интересно, что стоимость такого приобретений, даже при условии отмененных пошлин, превышает 600.000 гривен.

Почти мировой лидер

Интересно, что вследствие таких «семимильных» темпов роста, наша страна заняла пятое место в мировом рейтинге по развитию электромобилей, уступив только Китаю, Норвегии, Швеции и Исландии. При этом, мы, как ни странно, обошли США, Южную Корею, Японию, Францию и Нидерланды.

Правда, когда начинаешь понимать, что рейтинг был составлен на основе суммы баллов, полученных по таким критериям, как темпы роста продаж, доля электромобилей на рынке страны, темпы развития соответствующей инфраструктуры, дотации, льготы и законодательная поддержка со стороны правительства, становится ясно, что звание «лучших» мы опять-таки получили не просто так. Например, если бы в 2015 году в Украине был продан один электрокар, а в 2016 году 10, по показателю роста рынка мы бы явно были на первом месте со своей 1000%.

Поддержка по-правительски

Приблизительно такая же ситуация наблюдается и в отношении всех остальных критериев оценки, кроме разве-что доли электромобилей на рынке страны, которая, как не крути остается заоблачно низкой.

Например, что касается правительственной поддержки, Украина, в лице министра инфраструктуры Владимира Омеляна, декларирует ну просто-таки райские условия для процветания рынка электромобилей.

Так недавно, сей чиновник сделал ряд громких заявлений, которые, к сожалению, при ближайшем рассмотрении являются столь же жизнеутверждающими, как примеры с «бешенным» ростом рынка электрокаров. Остановимся на них поподробнее.

40% скидки

Наверное, самым громким среди не тихих заявлений Омеляна было обещание на 40% снизить стоимость электромобилей в нашей стране. За счет чего министр планирует это сделать, спросите вы. Все просто – за счет отмены НДС, регистрационного сбора и уплаты акциза. При этом, стоит отметить, что, как именно чиновник насчитал непосредственно 40% – ясно не до конца. У нас почему-то вышло менее 30%.

Но это даже не главное. Наш вопрос заключается в основном в том, по какой причине Владимир Омелян считает, что именно электрокары достойны отмены уплаты за них НДС. Грубо говоря, мотивируя все той же заботой об экологии или простых украинцах, можно вполне отменить уплату НДС при покупке или ввозе фруктов, столь полезных для человеческого организма. А если посмотреть еще шире, то и вовсе можно потребовать отменить этот налог ввиду того, что он удорожает на 20% стоимость любого продукта. Правда, этого явно не выдержит бюджет страны. Но, кому какое дело, когда под кабинетом у тебя стоят именно импортеры электромобилей.

Законы и проекты

При этом, по словам все того же министра, дать народу на 40% более дешевый электромобиль не возможно не приняв законопроект, разработанный министерством и специалистами рынка.

Когда читаешь слова о том, что что-то было разработано таким коллективом, начинаешь поневоле ждать, что это какой-то существенный документ, над которым кто-то действительно потрудился. Правда, когда видишь результат этой работы, становится понятно, каких «нечеловеческих усилий» стоила «титаническая работа» коллектива его авторов.

Как бы там ни было, на данный момент в Верховной раде зарегистрированы 2 практически идентичных «альтернативных» законопроекта, призванных урегулировать «дисконт» на законодательном уровне.

Первый - №5494 от 06.12.2016, умещается на листе формата А4. Второй - №5494-1 от 20.12.2016, занимает почти 2 страницы.

При этом, первая половина проекта №5494-1 – дублирует полный текст своего собрата №5494 в том числе и в той части, которая говорит об освобождении от уплаты НДС таксистов, использующих электромобили и вносит подобные изменения в условия предоставления услуг лизинга и аренды эко-транспорта. Очевидно, это изменение, преподносится все в том же ключе стимулирования развития рынка.

Кроме того, №5494-1, если его примут, очень неплохо сэкономит средства тех частных лиц, кто по идее должен был бы развивать инфраструктуру для электрокаров. Вот, например, известный всем бренд Тесла, чтобы набрать популярность и быть востребованным и удобным для своих потребителей (как и годится частной фирме, заботящейся о прибыли от продажи своей продукции - автомобилей) за свой счет строил сеть заправок для электрокаров.

В Украине, понятное дело, никто не захочет тратить «лишнего». Действительно, ведь намного проще обязать (с помощью закона) владельцев уже существующих парковок установить устройства для зарядки электрокаров. И если, например, с частниками такая задумка может «не прокатить», коммунальные парковки – вполне могут позволить себе создать недостающую инфраструктуру за счет городского бюджета.

Все для людей

Кстати, заправки, для улучшения продажи электрокаров, будут строить не только за счет горбюджетов. По словам Омеляна, очевидно, за счет бюджета Украины Министерство инфраструктуры планирует в текущем году закупить и установить порядка 40 зарядных станций. В первую очередь ими оснастят международные аэропорты (Борисполь и Львов). После чего, купленные за бюджетные средства активы, министерство «рассчитывает передать на баланс коммерческим организациям».

Вот и выходит, что в сухом остатке мы имеем следующую уже привычную картину. Правительство в очередной раз хочет заглянуть в карман обычных украинцев, «отлистав» из их семейного бюджета кругленькую сумму на развитие, вероятно, аффилированного бизнеса. При этом, оно всеми методами пытается показать, что делает все это потому, что мы сами этого очень хотим. А, чтобы окончательно запутать след, еще и преподносит всю ситуацию под соусом великих побед во имя «европейской мечты» и «заботы об окружающей среде». Побед, которые к тому же еще и не свершились. Нужно отдать им должное, так манипулировать общественным мнением, умеет далеко не каждый аферист.