Актуальность
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяЕсть такая украинская традиция у нашей власти: только истекает срок властных полномочий и надо либо отчитываться и побеждать на новых выборах, или уходить, сразу начинаются разговоры о необходимости создания спасительной парламентской республики в Украине.
Теория
Как известно, главным признаком парламентских республик является то, что главой исполнительной власти является премьер-министр или канцлер.
Президент, который обычно избирается парламентом или специальной коллегией, является только главой государства и, соответственно, имеет представительские функции. Так, правительство несет политическую ответственность перед парламентом, а не президентом.
Государства: Германия, Италия, Португалия, Австрия.
Правый и фактический статус формы государственного правления в современной Украине
По главным признакам и распределением полномочий институтов власти современная Украина - государство с парламентско-президентской формой правления.
Институционально и фактически имеем президентскую с элементами президентско-парламентской республики.
Общественные настроения
Исторически украинцы идеализируют роль президента и свое право на его непосредственное избрание. Это главная - мировоззренческая и политическая - проблема перехода к чисто парламентской модели. Как объяснить 75-85 процентам украинцев, которые считают принципиальным избирать Президента своей страны в "демократическом государстве" (согласно преамбуле и статье 1 Конституции) у них это право заберут?!
Не меньшей проблемой является фантастическое недоверие к Верховной Раде Украины, которую народ оценивает как непрофессиональную и коррумпированную. Беда еще и в том, что нынешнее собрание депутатов, которые в большинстве случаев являются людьми случайными, а то и негодяями, приспособленцами или богачами, которые купили у избирателей округ или у лидеров партии свои мандаты, не имеют никакого отношения к такому институту, как "ПАРЛАМЕНТ"!
Как действовать?
Правильным и оправданным методом политических действий должно быть узаконивание на практике парламентско-президентской модели.
Для этого нужно, по меньшей мере:
- упорядочить деятельность правительственного (не президентского) большинства - коалиции и, соответственно, правительственной оппозиции (внести соответствующие разделы в Регламент и изменения в Законы)
- формирование нормативных предпосылок для создания кадровой системы исполнительной власти в интересах правительства, а не Президента, поскольку именно правительство совместно с парламентом несут ответственность за социально-экономическую деятельность власти;
- преобразование постсоветской модели Верховной Рады в Парламент путем изменения избирательного законодательства и выполнения решений Всеукраинского референдума 2000 года об ограничении депутатской неприкосновенности и уменьшение численности депутатов до 300;
- одобрение Закона "О специальных следственных комиссиях..." для усиления парламентского контроля и создание правовых предпосылок для импичмента президента.
Выводы
В нынешнем уже традиционном противостоянии по линии Президент-Правительство-Парламент Конституция не виновата и еще раз ее менять не нужно.
Необходимо наконец узаконить конституционно предусмотренную парламентско-президентскую модель в Украине и пожить ВСЕМ структурам государственной и местной власти и обществу по ее предписаниям хотя бы 5-летний срок!
Николай Томенко, лидер партии "Рідна країна"