Актуальность

Есть такая украинская традиция у нашей власти: только истекает срок властных полномочий и надо либо отчитываться и побеждать на новых выборах, или уходить, сразу начинаются разговоры о необходимости создания спасительной парламентской республики в Украине.

Теория

Как известно, главным признаком парламентских республик является то, что главой исполнительной власти является премьер-министр или канцлер.

Президент, который обычно избирается парламентом или специальной коллегией, является только главой государства и, соответственно, имеет представительские функции. Так, правительство несет политическую ответственность перед парламентом, а не президентом.

Популярные статьи сейчас
На руки не дадут, но можно отоварить: пенсионеры получат дополнительную тысячу гривен - на что разрешат потратить Коммуналка станет бесплатной: кому из украинцев спишут все начисления за услуги ЖКХ Деньги придут отдельно от пенсии: украинцы могут получить помощь, о которой мало кто знает – инструкция За руль не всем теперь можно: какие возрастные ограничения ввели для водителей в Украине
Показать еще

Государства: Германия, Италия, Португалия, Австрия.

Правый и фактический статус формы государственного правления в современной Украине

По главным признакам и распределением полномочий институтов власти современная Украина - государство с парламентско-президентской формой правления.

Институционально и фактически имеем президентскую с элементами президентско-парламентской республики.

Общественные настроения

Исторически украинцы идеализируют роль президента и свое право на его непосредственное избрание. Это главная - мировоззренческая и политическая - проблема перехода к чисто парламентской модели. Как объяснить 75-85 процентам украинцев, которые считают принципиальным избирать Президента своей страны в "демократическом государстве" (согласно преамбуле и статье 1 Конституции) у них это право заберут?!

Не меньшей проблемой является фантастическое недоверие к Верховной Раде Украины, которую народ оценивает как непрофессиональную и коррумпированную. Беда еще и в том, что нынешнее собрание депутатов, которые в большинстве случаев являются людьми случайными, а то и негодяями, приспособленцами или богачами, которые купили у избирателей округ или у лидеров партии свои мандаты, не имеют никакого отношения к такому институту, как "ПАРЛАМЕНТ"!

Как действовать?

Правильным и оправданным методом политических действий должно быть узаконивание на практике парламентско-президентской модели.

Для этого нужно, по меньшей мере:

- упорядочить деятельность правительственного (не президентского) большинства - коалиции и, соответственно, правительственной оппозиции (внести соответствующие разделы в Регламент и изменения в Законы)

- формирование нормативных предпосылок для создания кадровой системы исполнительной власти в интересах правительства, а не Президента, поскольку именно правительство совместно с парламентом несут ответственность за социально-экономическую деятельность власти;

- преобразование постсоветской модели Верховной Рады в Парламент путем изменения избирательного законодательства и выполнения решений Всеукраинского референдума 2000 года об ограничении депутатской неприкосновенности и уменьшение численности депутатов до 300;

- одобрение Закона "О специальных следственных комиссиях..." для усиления парламентского контроля и создание правовых предпосылок для импичмента президента.

Выводы

В нынешнем уже традиционном противостоянии по линии Президент-Правительство-Парламент Конституция не виновата и еще раз ее менять не нужно.

Необходимо наконец узаконить конституционно предусмотренную парламентско-президентскую модель в Украине и пожить ВСЕМ структурам государственной и местной власти и обществу по ее предписаниям хотя бы 5-летний срок!

Николай Томенко, лидер партии "Рідна країна"