Реформа здравоохранения безнадежно застряла на уровне комитета Верховной рады. Предоставить больницам бюджетную и кадровую автономию депутаты не слишком хотят и оттягивают внесение изменений уже второй месяц. Хотя коалиционное соглашение предусматривает принять необходимые изменения в течение сентября.

"Знай" расспросил эксперта Реанимационного пакета реформ Александра Ябчанку, как должны измениться украинские больницы, почему депутаты тянут с принятием изменений и сколько будет стоить реформа бюджета.

- Александр, так где же застряла реформа больниц?

Министерство здравоохранения совместно с экспертной средой подготовили все необходимые документы еще до конца весны. В Кабмине и Администрации президента документы "крутились" чуть больше месяца, 7 июля их внесли на рассмотрение комитета Верховной рады.

И вот тут начались проблемы. Господин Олег Мусий настоял на том, что он хочет подать альтернативный законопроект. Его на тот момент не существовало вообще и он был не зарегистрирован! Все разговоры о его необходимости - откровенное манипулирование регламентом. Наш проект был, его проверило Главное научно-экспертное управление Аппарата Верховной Рады Украины, а спикер поручил включить наш проект в повестку дня. Но и это не помогло, проект "задвинули", а Мусий взялся писать свой "альтернативный" законопроект.

Популярные статьи сейчас
"Война в Украине завершится неожиданно" – пророчество монаха с горы Афон В Киеве заметили огромнейшую очередь в больницу: что произошло Фанаты засудили Могилевскую за поощрение дочери: "Не сделали выводов..." Готовьте свои кошельки: украинцам с 1 июля увеличат выплаты, кому повезет
Показать еще

- Так вы пытаетесь изменить существующую систему или создать новую? Небольшой опыт украинских реформ показал, что эффективно работает только строительство новых систем.

- Не надо путать инструменты и результат. Нынешние предложения - инструмент для перехода к новой системе. Это не реформа как такова, это первый шаг в реформировании. С одной стороны изменения дадут учреждениям здравоохранения больше автономии, возможность общинам контролировать их работу и позволят оторваться от советской системы "коечного финансирования".

Сейчас все больниц и других учреждений работают "на 100% своей мощности", то есть, просто используют все средства, которые им выделяет государство. Понять, какие из них действительно работают на полную мощность, а какие преимущественно съедают государственные средства - невозможно.

Нынешняя система - полный абсурд. "Коечный фонд" Украины на 40% больше, чем в развитых социалистических государствах мира, в пересчете на душу населения. При этом, средняя продолжительность жизни на 11 лет меньше, чем в Европе. А финансирование на здравоохранение составляет 4.2% ВВП или 12% от бюджета, что значительно ниже многих наших соседей.

Этими законами мы идем к эффективному использованию средств, которые уже есть в системе здравоохранения. Сейчас мы имеем неэффективную сеть, по которой "размазываются" бюджетные деньги. Система до сих пор работает по плановым принципу. К началу года больницы подают план по прогнозируемым расходам, а затем в течение года отчитываются о 100% заполнении коечного фонда.

Читайте также: Минздрав надо закрыть - и никто не пострадает - эксперт

- Как изменится финансирование системы здравоохранения с введением новшеств, которые вы предлагаете?

- Начнем с того, что денег в системе недостаточно было, недостаточно есть и, скорее всего, в ближайшее время недостаточно будет. Единственное, на что хватает этих средств, - это содержание большой и неэффективной сети и символические зарплаты медикам.

Мы предлагаем для начала не увеличивать и не уменьшать финансирование, но предоставить главному врачу право распоряжаться деньгами по собственному усмотрению. В каждой больнице и поликлинике лучше понимают, что им нужно купить, отремонтировать в первую очередь. Это первый шаг.

- Не превратит эта норма главных врачей в "царьков" своих заведений? Кто их будет снимать?

- Или они сейчас не является "царьками"? Кроме передачи им права управления государственными деньгами, мы обязываем городские власти провести открытые конкурсы на должности главных врачей и иметь постоянный доступ к их отчетности.

К тому же, каждое заведение получает право открывать счета в банках и вести некоторую коммерческую активность. На сегодня любые деньги, кроме бюджетных, или находятся "в тени", или идут просто налом и через фонды. Мы предлагаем их легализовать.

Это позволит больницам более или менее эффективно выживать на тот бюджет, который у них уже есть и даст возможность дополнительно зарабатывать. Скажем, если родственники онкобольного ребенка хотят побыть вместе с ним несколько дней - больница может предоставить часть помещений в качестве "гостиничных услуг".

Главный тезис министерства - не уменьшение финансирования или сокращение больниц, а децентрализация управления. Главная цель - эффективно использовать деньги, которые есть в наличии.

- Так кто же будет контролировать принятие решений по использованию денег?

- Если говорить об идеальной системе - при каждом учреждении здравоохранения создадут наблюдательный совет. Он будет иметь постоянный доступ по принятию ключевых решений и использованию средств. Совет составят представители общины, врачей, экспертов. Его состав до сих пор обсуждается в рамках концепции реформирования.

Если главный врач не справится с работой или злоупотребляет своими полномочиями - в любой момент община может его уволить и объявить новый конкурс.

- Министр Квиташвили обещал год назад переход на систему страховых ваучеров в 2016-м году. То есть, человек получит от государства сертификат на определенную сумму на лечение и сможет выбирать заведение в зависимости от собственных возможностей: либо добавит денег и пойдет в частную больницу, или сэкономит, или потратит на профилакторий. Почему в вашей концепции реформирования об этом не упоминается?

- Сейчас украинская система здравоохранения крайне неэффективна. Перевести ее на ваучеры - это попытка привезти ржавый "горбатый запорожец" на страхование и требовать деньги, когда он заглохнет в десяти метрах от офиса.

Нынешний уровень предоставления услуг - крайне низкий и перевести его на страховую систему невозможно. Чтобы вы понимали, надо объяснить, что в мире существует четыре модели здравоохранения.

Модель Бисмарка - это финансирование через целевые взносы работодателей и работников в систему ваучеров, когда государство дает деньги не на больницы, а на граждан; они несут их в медицинские учреждения, таким образом между собой конкурируют.

Модель Бевериджа - это финансирование системы здравоохранения преимущественно за счет государственного бюджета с современными методами управления. Она работает в Великобритании - это финансирование больниц, которое зависит от качества и объема предоставления услуг гражданам, также создает конкуренцию.

Модель Семашко, которая работает сейчас в Украине, - вполне социалистическая и плановая медицина, в которой не существует конкуренции и рынка.

"Американская" модель предполагает практически отсутствие государственных медицинских учреждений, все за свой счет, а государство предоставляет медицинское страхование только незащищенным слоям населения.

Так вот, невозможно перейти от "модели Семашко" сразу к "модели Бисмарка". Невозможно страховать здоровье людей в полуразрушенных больницах без качественных инструментов. Надо улучшить условия в медицинских учреждениях, чтобы они начали конкурировать.

Читайте по теме: "Реформа медицины заработает в сентябре" - Квиташвили

- Сколько времени займет этот переход?

- Задайте этот вопрос нардепам, членам комитета по вопросам здравоохранения Верховной Рады. Вообще, коалиционное соглашение предусматривало принятие необходимых изменений в первом и втором чтении до декабря этого года, чтобы с 2016-го начался этот переходный период.

Министерство обязалось подать эти изменения в Верховную Раду в июле, и они это сделали. Почему в течение двух месяцев депутаты собрались дважды и ни разу не проголосовали за эти изменения - также вопрос к ним. На прошлой неделе они вообще не собрались, потому что не было кворума.

Кстати, в комитете Верховной рады есть 7 членов из 12, принадлежащих к коалиции! Поэтому они могли давно это рассмотреть. На наши вопросы к Ольге Богомолец, мы слышим только: "Мы рассматриваем, мы рассматриваем".

- На чем обоснована ваша уверенность в том, что эти изменения все же примут?

- Самый большой союзник - это здравый смысл. Совершенно очевидно, что при существующей системе жить нельзя, она не жизнеспособна.

На нашей стороне чиновники Кабинета министров. Они присутствуют на всех заседаниях, министр Квиташвили персонально постоянно "толкает" процесс. Сами врачи во время встречи летом высказывались категорически "за" автономизации медицинских учреждений. Даже не главные врачи, а обычные!

Мой пост в Фейсбуке по поводу торможения депутатами принятия изменений набрал более 1300 перепубликаций, то есть на нашей стороне - общественное мнение. Общество не ждет реформу здравоохранения, а требует.

Читайте также: Больницы продавать не будут - Квиташвили

- Так если на вашей стороне министерство, Кабмин, общество и сами врачи - что мешает сдвинуть процесс?

- К сожалению, Олег Степанович Мусий (депутат и бывший министр здравоохранения) запустил "утку", что наша концепция - это путь для приватизации медицинских учреждений. Хотя в изменениях четко прописано, что их нельзя приватизировать. Во-вторых, наши разработки получили заключение с пятью замечаниями, с которыми министр сразу и полностью согласился. Единственное, мы предложили добавить их между первым и вторым чтением, чтобы не вносить правки снова и не проходить бюрократическую процедуру.

К тому же, в альтернативном законопроекте господина Мусия нет существенных отличий от нашего. Единственная ключевое отличие - это наша позиция, чтобы дать медицинским учреждениям конкретные сроки по преобразованию в предприятия. Если они этого не сделают - государственного финансирования не получат. Проект господина Мусия, просто говоря, такого обязательства не содержит и получается: "Хорошо, ребята, реформуйтеся, если не хотите - нет реформуйтеся". Мировой опыт показывает, что работают конкретные сроки реформирования и ответственность за их невыполнение.