Скандально известный бизнесмен Араик Амирханян, еще недавно находившийся в розыске, и его компания «Полтавабудцентр» фактически взяли в заложники дорожную отрасль. Участвуя почти во всех объявляемых тендерах, компания каждый раз пытается сорвать процедуру торгов, подавая жалобы в АМКУ. Затем следует шантаж участников рынка – предложение разблокировать процедуру закупок при «определенных условиях». «Бизнес Амирханяна» уже сказывается на темпах восстановления дорог во многих регионах - строительный сезон проходит, а конкурсы так и не проведены, к работам никто не приступал. Последний срыв тендера произошел 26 июня. АМКУ отменила решение Службы автомобильных дорог в Днепропетровской области отклонить очередную заявку «Полтавабудцентр» на участие в конкурсе, и теперь компания Амирханяна претендует на поточный средний ремонт участка дороги на Никополь, что ставит под угрозу реализацию этого проекта.

Строительство дорог в этом году проводится как никогда масштабно и интенсивно. Выделено рекордное финансирование. Немного запаздывают с освоением средств местные власти, еще не до конца разобравшиеся в специфике процедуры тендерных закупок.

Еще одна проблема связана с намеренным блокированием тендеров со стороны одной из строительных компаний. «Полтавабудцентр» можно по праву назвать главным скандалистом автодорожного рынка. Не имея ни собственной техники, ни штата сотрудников, предприятие принимает участие практически во всех тендерах – в каком бы регионе они ни проводились. Хватается за, казалось бы, откровенно невыгодные контракты по ремонту дорог в самых «труднодоступных» районах. При этом «Полтавабудцентр» не имеет там ни производственных мощностей, ни налаженных связей. Выполнить взятые обязательства компания не может, так как организация всего процесса сопряжена с высочайшими издержками, а в убыток никто работать, разумеется, не будет. Такие контракты затем просто «продают» другим подрядчикам, небольшие региональные компании берутся за подобные заказы, работая за бесценок, чтобы хоть как-то выжить. Понятно, что ни о сроках, ни о гарантиях качества речь уже не идет – хорошо, если объект вообще закончат.

Во многих случаях заказчики, службы областных дорог, - просто не допускают «Полтавабудцентр» к торгам, так как у компании нет опыта работы в роли генерального подрядчика. Говоря проще, она работала только на субподрядах, выполняя отдельные виды работ и не отвечая за реализацию всего проекта. У «Полтавабудцентр» также нет собственных мощностей по производству асфальтобетона. Документы компании содержат ложную или неполную информацию. А справки об аренде оборудования часто оказываются недостоверными: на одном из тендеров компания заявила, что планирует брать в аренду мощности, которые уже были загружены другими компаниями.

Однако получив «от ворот поворот», «Полтавабудцентр», как правило, направляет жалобу в Антимонопольный комитет Украины. И АМКУ идет компании навстречу. Таким образом «Полтавабудцентр», например, смогла сорвать тендер по текущему среднему ремонту дороги государственного значения М-15 Одесса-Рени. Компании даже удалось войти в ТОП жалобщиков по версии Антимонопольного комитета.

Популярные статьи сейчас
Гороскоп на 12 декабря для всех знаков Зодиака: как в четверг успеть все Украинцев штрафуют за валюту: у кого могут отобрать 20% сбережений Мобилизация их не коснется: кем не заинтересуется ТЦК Отключения света по-новому: украинцам готовят кардинальные изменения
Показать еще

Такая лояльность АМКУ довольно дорого обходится бюджету. В ряде случаев, предложив демпинговую цену, выиграв тендер и получив аванс, фирма так и не приступила к работам. Советник главы «Укравтодора» Славомира Новака Александр Кава говорит, что ситуацию пока нельзя назвать устрашающей. Но тревожные звоночки из регионов уже поступают.

«В некоторых областях это происходит. Сложная ситуация сформировалась пока только в Житомирской области», - комментирует Кава.

Стоит сказать, что в конце марта «Полтавабудцентр» добилась через АМКУ победы в конкурсе на текущий средний ремонт дороги Житомир-Черновцы.

«Им, кстати, не всегда удается сорвать тендер, но оттягиваются сроки до принятия решения АМКУ. А так как там не одна тысяча жалоб, рассматриваться дело может неделю, две, месяц. Могут срываться сроки строительства», - говорит глава совета Всеукраинского центра реформ транспортной инфраструктуры Владимир Наумов.

Установить, кто стоит за скандальной компанией, не сложно. Директор «Полтавабудцентр» Гарник Петросян является одновременно еще и директором ООО «Николаевбудцентр». Собственником последней компании значится хорошо известный всей отрасли человек – Амирханян Араик Хачикович. Амирханян этого даже особенно не скрывает – например, он выступал в качестве представителя «Полтавабудцентр» на рабочем совещании в Николаевской ОГА.

Бизнесмен успел засветиться во множестве скандалов: начиная от срывов тендеров, заканчивая нападением на главу «Укравтодора». Основной свой бизнес – махинации с тендерами - Амирханян начал в 2004 году. Вместе с семьей он основал ЧП «Дорлидер», а позже – еще одну компанию с таким же названием - ООО «СК «Дорлидер». Две компании долгие годы работали в тандеме, устраивая «беспроигрышные тендеры» и осваивая миллионы бюджетных средств, о чем неоднократно писали «Наші гроші». Доходило до смешного: тендерные документы одной фирмы могли прийти на конкурс с печатью второй фирмы. Кроме того, компании регулярно предоставляли друг другу беспроцентную финансовую помощь.

За компанией «Дорлидер» тянется шлейф и других скандалов, связанных с освоением бюджетных средств. Так, в 2013 году отремонтированный за 70 миллионов гривен участок государственной автотрассы М-15 Одесса-Рени не был принят в эксплуатацию из-за низкого качества работ. Среди подрядчиков значилась и компания «Дорлидер». В 2015 году на предприятии прошли обыски в рамках расследования фактов уклонения от налогов. Кроме того, компанию обвиняли в подделке документов для получения 55 миллионов гривен бюджетных средств, выделенных на ремонт дорог ряда районов Одесской области.

В 2015 году Амирханян напал на главу «Укравтодора» Андрея Батищева в его собственном кабинете. О происшедшем сообщил тогдашний министр инфраструктуры Андрей Пивоварский. Он также заявил, что это не первый конфликт руководства «Дорлидера» с госслужащими. «Недавно они попытались запугать новоназначенного председателя Службы автомобильных дорог в Николаевской области, поскольку тот отказался принимать у компании работу без проверки», - отметил Андрей Пивоварский на своей странице в Facebook. Факт оказания давления подтвердил и сам начальник Службы автомобильных дорог в Николаевской области Александр Антощук. Он отметил, что этот факт был, и что от него требовали предоставить «Дорлидеру» ремонтные подряды в области.

К слову, по сегодняшний день Амирханян находился в официальном розыске МВД: об этом свидетельствует соответствующая страничка на сайте mvs.gov.ua – он укрывается от досудебного следствия с 23 марта 2017 года.

В начале этого года Антимонопольный комитет Украины оштрафовал группу компаний Амирханяна (ООО «СК Дорлидер», ООО «СК Дорсервис», ООО «Пивденьдортех») на сумму более 37 миллионов гривен и запретил участвовать в публичных закупках сроком на три года.

В СБУ пояснили, что компании не только шли на сговор во время торгов, но и уклонялись от уплаты налогов. «Дельцы также применяли схемы по уклонению от уплаты налогов, завышению стоимости проведенных работ и использованных материалов. Общая сумма присвоенных только за два года дельцами средств составляет более 100 миллионов гривен», - заявили в СБУ.

По словам участников рынка, с которыми нам удалось поговорить, тактика Амирханяна – любой ценой получить заказ и аванс, а затем начать договариваться с субподрядчиками, искать «ключики» к чиновникам. Естественно, о качестве работ речь даже не идет: когда претензии к работе «Полтавабудцентр» со стороны контролирующих органов достигнут критической отметки, Амирханян введет в действие другое юрлицо. За тендеры начнет бороться очередной клон его скандально известного «Дорлидера».

«Да, это проблема. Я считаю, что ей нужно уделять внимание и достаточно серьезно обсуждать ее. Все прекрасно это понимают, и министр, и руководитель «Укравтодора». Необходимо наработать целый пакет изменений в законодательство. К примеру, на сегодняшний день очень важно, чтобы у нас не только ценовой критерий был самым главным при определении победителя торгов. А также другие критерии – квалификация того персонала, который выполняет работы, естественно, наличие у него оборудования, наличие опыта. Потому что у нас строительный сезон достаточно короткий, и когда приходят такого рода фирмы и подают в АМКУ жалобы, они затягивают саму процедуру, и потом это грозит ситуацией срыва запланированного объема работ. Тут надо, возможно, увеличивать сумму тендерного обеспечения, чтобы не допускать недобросовестные фирмы», - комментирует ситуацию Артем Безуглый, и.о. директора госпредприятия "Государственный дорожный научно-исследовательский институт им. М.П.Шульгина".

Одним из способов борьбы эксперт называет создание «черного списка» недобросовестных компаний и владельцев.

«Я знаю, что Минэкономики готово идти навстречу и готовит определенные предложения. Необходим специальный реестр недобросовестных участников тендерных процедур. Если они занесены в этот реестр, то запретить им участие в тендерах. Потому что решить эту проблему на уровне АМКУ сложно. Это не функция АМКУ – изучать историю этой организации. Они просто смотрят, вот подали жалобу на какое-то условие. А если бы такой реестр составили, то АМКУ смотрел бы – кто подает эту жалобу. Добросовестная фирма? Есть она в этом реестре или нет?», - утверждает Артем Безуглый.

Поддерживает идею специального реестра и Владимир Наумов.

«Я очень много общался с Терентьевым – руководителем АМКУ, и с ребятами, которые выносят те или иные решения. Они говорят: «А что мы можем сделать, если это юридическое лицо?». Они действуют по закону. Хорошее предприятие или оно зарегистрировано в каком-то сарае, это никого не интересует, это пусть разбирается соседняя ветвь власти», - говорит эксперт.

Директор Национального Секретариата CoST в Украине Наталия Форсюк также считает, что очень важно, чтобы к тендерам допускались не фирмы-пустышки, а исключительно компании, имеющие свою технику, обладающие достаточными финансовыми возможностями и опытом реализации аналогичных проектов.

«Работа в такой сфере в любой стране от бизнеса требует больших инвестиций – в оборудование, обучение сотрудников, технологии, поэтому им очень невыгодно иметь плохую репутацию, будет очень сложно затем найти работу на рынке», - говорит она.

По мнению Александра Кавы, сегодня подходы к квалификационным требованиям для участия в конкурсе на ремонт и строительство дорог приближены к европейским стандартам. И попытки ломать эти правила, идти на поводу у недобросовестных компаний, приведут к негативным последствиям.

«Требование, чтобы компания имела опыт работы в качестве генерального подрядчика обусловлено тем, чтобы не было компаний-прокладок. Это нормальный европейский опыт, во многих странах вообще полностью субподряды запрещены, в некоторых есть определенный люфт, который остается для субподрядчика. Но основной подход, чтобы компании самостоятельно выполняли работы, а не выступали просто прокладкой между государством и реальными подрядчиками. Аналогично и требование по наличию завода на расстоянии не более 150 км от места ремонта. Это расстояние, на которое максимально целесообразно везти асфальт, поскольку асфальт укладывается горячим, то необходимо обеспечить его температурный режим перед укладкой. Сейчас уже подготовлен законопроект, согласно плану Новака, чтобы создать список недобросовестных подрядчиков. А для этого необходимо внести изменения в наше законодательство о государственных закупках, которые позволят не допускать к конкурсам компании, недобросовестно выполняющие свои обязательства по предыдущим торгам. Это европейский опыт, недобросовестные подрядчики просто не допускаются к работе», - говорит советник главы «Укравтодора».

Как долго продлится очередная афера Амирханяна? Очевидно, что возникшая ситуация требует уже не просто изменений в законодательство, а очень тщательного ее изучения со стороны правоохранительных органов.

К слову, в ситуацию уже вынужден был вмешаться премьер-министр Владимир Гройсман. По его инициативе Госаудитслужба начинает финансовую проверку АМКУ. Глава Госаудитслужбы Лидия Гаврилова в понедельник написала на своей странице в Facebook, что ее ведомство собрало информацию от заказчиков тендеров и с понедельника начинает финансовый аудит АМКУ.

По информации источников в Кабмине, «спусковым крючком» для проверки стало обращение народного депутата Юрия Соловья (БПП). В ходе "Часа вопросов к правительству" он заявил, что к нему массово обращаются заказчики, «которые утверждают, что не они, а именно Антимонопольный комитет определяет, кто будет победителем, кого допускать или кого отклонять с торгов». Именно Соловей еще год назад направил обращение в Генеральную прокуратуру, в которой просил расследовать факты мошенничества со стороны компании «Полтавабудцентр», которая связана с компанией «Дорлидер». Тогда этой истории не придали должного значения, и сегодня ситуация уже грозит серьезными проблемами для отрасли.