«Вопрос автокефалии для украинской церкви – это политический проект, часть предвыборной кампании. Это называется – инструментализация религии, то есть использование Церкви как инструмента в политике. Сам президент открыто говорит о том, что Томос – это вопрос не церковный, это вопрос геополитики, нацбезопасности. Но извините, не для этого Церковь создавалась. Мы не являемся и не хотим быть инструментом в руках государства. Вообще, любая попытка втянуть Церковь в государственные дела не дает тех результатов, на которые рассчитывают политики. Причем многие из этих людей называют себя верующими, говорят, что молятся за Томос. Это будет иметь очень плачевный результат. Конституция Украины гласит, что Церковь отделена от государства и верующим гарантируется право свободы совести. А сейчас наши чиновники считают возможным нарушить эту принципиальную статью Конституции. Для нас это большая боль. От этих действий могут пострадать миллионы верующих людей. К сожалению, уже четыре года мы видим, как захватывают наши храмы. И власти, особенно местные, является сторонниками захватчиков», об этом в интервью изданию Страна заявил управляющий делами Украинской православной церкви, митрополит Антоний. По его информации с 2014 года было захвачено более пятидесяти храмов УПЦ.

«Мы можем судить о планах "Киевского Патриархата" из уст самих руководителей раскола. В частности, бывший митрополит Киевский Филарет (предстоятель УПЦ КП) заявлял, что после получения Томоса, когда образуется новая церковная структура, Лавры – как главные святыни, должны принадлежать ей. Лавры – это знаковые центры церковной жизни. Вполне понятно, что за этим последует веер по всей территории Украины. В каждом селе, в каждом приходе найдутся люди, которые захотят захватить наши церкви», говорит священнослужитель.


Митрополит Антоний считает, что Вселенский патриарх, осознавая все возможные силовые последствия предоставления Томоса , все же идет на эти риски, потому что пытается оттеснить подальше Московский Патриархат. «Идет борьба за первенство. А Украина тут – всего лишь инструмент», считает митрополит. «В Православной Церкви нет принципа единоличного управления, как в Римско-католической церкви, когда все католики мира подчиняются одному Папе. Система поместных православных церквей устроена так, что все поместные церкви равны между собой. Мы уважаем патриарха Варфоломея как предстоятеля Константинопольской Церкви, но это не дает ему права заявлять какие-то претензии о власти над всем православным миром. Это чуждо Православию», утверждает священнослужитель. Поэтому требование УПЦ относительно экзархов Антоний считает обоснованным, ведь « экзархи (послы) от Константинопольского патриархата сейчас приехали в Украину для того, чтобы объединить УПЦ КП с УАПЦ, на их базе создать совершенно новую структуру, зарегистрировать ее как Единую православную церковь, и уже ей дать Томос. Но это, по сути, создание новой параллельной структуры на канонической территории, где уже существует поместная каноническая церковь. Это раскол. Это тот же сепаратизм. И нам еще предлагают потом к этой новой квазицеркви присоединиться. Это то же самое, как если бы т.н. "ЛНР" и "ДНР" объявили законным государством, к которому должна будет присоединиться Украина. Вот, что сейчас хотят сделать с нашей Церковью».