Об этом пишет Антикор.

Чем ближе подходит срок принятия решения Межведомственной комиссией по международной торговле (МКМТ) о введении ограничений на импорт минеральных удобрений в Украину, тем громче становятся крики мнимых «защитников аграриев», которые сыпят штампами о необходимости сохранения «свободного рынка» удобрений, невидимой «руке рынка» и т.п.

То есть о том, чтобы засилье импортных удобрений в Украине не только продолжалось, но и наращивалось. Разумеется, в ущерб внутренним производителям, которые представлены отнюдь не только заводами Дмитрия Фирташа, о которых любят рассказывать сторонники импортных удобрений, но и десятками других мелких, средних и крупных предприятий-производителей. И которые дают работу примерно сотне тысяч человек, платят налоги в Украине и самим своим существованием не позволяют импортерам диктовать цены на стратегически важное сырьё.

Импорт на рынке

Для начала стоило бы обрисовать ситуацию, которая сложилась на украинском рынке удобрений.

Популярні новини зараз
Водійські посвідчення стануть "тимчасовими" документами: автомобілістам готують нові правила Стосується всіх одержувачів пенсій: українцям дали 30 днів на явку до ПФУ В ТЦК поставили крапку у питанні мобілізації 50-річних чоловіків: "Є директива..." Порошенко в Штатах шкодить Україні: дратує республіканців нагадуванням, як «зливав» Трампа на користь Гіларі Клінтон, - експерт
Показати ще

По итогам 2019 года треть проданных в Украине удобрений были импортными. Это очень много для государства, изрядная часть экспорта которого завязана на сельское хозяйство. Да, доля импорта стала чуть меньшей, чем в 2015-2017 году, когда абсурдная тарифная политика государства, по сути, остановила украинскую химическую отрасль. Но она всё равно слишком велика и является угрозой продовольственной, а значит и экономической безопасности Украины. И еще важнее, что доля импорта вновь перешла к росту после ее падения в 2018 – начале 2019 годов вследствие санкций к российским производителям и введения эмбарго на импорт удобрений из России. Например, ввоз импортного сульфата аммония в прошлом году по сравнению с позапрошлым вырос на 21,5%, а аммиачной селитры – более чем в 1,6 раза. Так что темпы роста выглядят довольно угрожающе.

При этом украинских рынок сложных двухкомпонентных и трёхкомпонентных удобрений иностранные производители контролируют почти полностью.

Примечательно, что цены удобрений, по которым их продают украинские производители, ниже цен, по которым получают удобрения аграрии в странах-соседях – Литве, Польше, Словакии. И это при том, что и в ЕС, и в Турции, и в Белоруссии действуют комплексные меры поддержки химической отрасли, которые предусматривают поставку производителям удобрений газа по специальной цене, налоговые льготы и т.п.

Но беда в том, что нехватка оборотных средств не позволяет им в больших объемах продавать продукт непосредственно аграриям. Больше 90% удобрений внутреннего производства и, разумеется, почти 100% импортируемой продукции продают аграриям трейдеры. Собственно, трейдеры таким образом и устанавливают уровень цен на удобрения на украинском рынке. И благодаря этому могут себе позволить устанавливать торговую наценку до 25% или до 30-40 долларов на тонне! Именно благодаря такой наценке аграрии зачастую получают удобрения дороже, чем их коллеги в соседних странах.

Кто за импорт

Как уже указывалось, почти весь импорт удобрений контролируют трейдеры – то есть торговцы-импортёры.

Кстати, по многим из таких компаний расследуются уголовные производства по обвинению в уклонении от уплаты налогов и прочим подобным шалостям – вот только некоторые примеры:

https://youcontrol.com.ua/catalog/court-document/82941336/

https://youcontrol.com.ua/catalog/court-document/82941336/

https://youcontrol.com.ua/catalog/court-document/82941336/

http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/81495710

http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/88407990

https://youcontrol.com.ua/catalog/court-document/82941336/

https://youcontrol.com.ua/catalog/court-document/82941336/

https://youcontrol.com.ua/catalog/court-document/82941336/

https://youcontrol.com.ua/catalog/court-document/82941336/

Крокодильи слёзы об украинских аграриях со стороны таких деятелей выглядят особенно смешно.

А вот их рупором, через который проводится медийная и институциональная поддержка импорта, в первую очередь выступает так называемая ГО «Всеукраинская аграрная рада» (ВАР) в лице двух проходимцев – бывшего заместителя министра сельского хозяйства Андрея Дикуна и неудавшегося народного депутата от «Слуги народа» Миши Соколова (его сняли с выборов по причине наличия российского гражданства).

Позже к ним присоединилась Ассоциация «Украинский клуб аграрного бизнеса» (УКАБ) в лице не менее прожженного афериста Алекса Лисситсы.

Наконец, на днях в ряды сторонников иностранных производителей удобрений вошёл еще и недавно назначенный главой Исполнительного комитета реформ Михеил Саакашвили – аферист международного масштаба.

Разумеется, всем перечисленным товарищам проблемы аграриев глубоко безразличны. Да, некоторые из них занимаются аграрным бизнесом, но гораздо больше зарабатывают на другом – на лоббировании каких-то проектов (разумеется, тот же Саакашвили подрядившийся персонаж) или же… на импорте удобрений!

Рассмотрим «защитников аграриев» попристальнее на примере лидеров ВАР.

Глава ВАР Андрей Дикун является директором «Первый украинский сельскохозяйственный кооператив» (ПУСК) и ООО с тем же названием. Эти фирмы были созданы якобы для совместных закупок фермерскими хозяйствами средств защиты растений, удобрений, семян, техники. Но на самом деле именно поставки аграриям перечисленных товаров и стали бизнес-деятельностью компаний Дикуна.

В частности, ПУСК Дикуна является крупным импортером минеральных удобрений в Украину, которые потом реализуются среди украинских фермеров. Недавно ПУСК хвастался, что в течение 2019 года почти втрое (!) увеличил объемы поставок минеральных азотных удобрений украинским аграриям. В 2018 было поставлено 17 тыс. тонн, а в 2019 — 47,7 тыс. тонн, 35,6 тыс. из которых — импорт. Удобрения ПУСК импортировал из Румынии, Литвы и Турции. Примечательно, что производители этих стран оказались в зоне внимания Министерства экономики из-за подозрений в тесной кооперации с российскими производителями удобрений, ввоз которых на территорию Украины запрещен с середины 2019 года (см. Операция «Зайдём в обход»).

При этом в скандалы, связанные с российским следом, ВАР попадает не впервые. Как уже указывалось, во время парламентской предвыборной кампании из списка партии «Слуга народа» исключили кандидата под № 99 Михаила Соколова. Потому что г-н Соколов, заместитель главы ВАР, не только не вышел из гражданства Российской Федерации, но числится партнером в российской лоббистской компании «Кесарев Консалтинг». «Кесарев Консалтинг», в свою очередь, имеет связи с российскими химиками и производителями удобрений. Председатель совета партнеров компании «Кесарев Консалтинг» Петр Орджоникидзе одновременно является и Председателем совета директоров ПАО «Тольяттиазот». При этом Миша Соколов до прихода в ВАР с сельским хозяйством связан никак не был. Зато теперь активно защищает интересы сельхозпроизводителей, также принимая участие в импорте удобрений.

Более того, в феврале 2020 года сооснователи ВАР Николай Орлов и Крилл Левтеров прямо обвинили Дикуна и Соколова в работе на крупнейшего российского производителя удобрений «Еврохим» и заявили, что эта парочка действует против интересов украинских аграриев.

Откуда импортируем

Основные производители ввозимых в Украину удобрений тоже выглядят любопытно.

Польский производитель GrupaAzoty производит удобрения из российского газа, купленного у АО «Газпром», а почти 20% его акций принадлежат российскому ПАО Акрон».

Литовский производитель AB Achema также производит удобрения из российского газа, закупаемого у АО «Газпром» через трубопровод, и СПГ-газа ПАО НОВАТЭК (миноритарные акционеры неизвестны). Другой же литовский производитель, Lifosa, не только производит удобрения из купленного у АО «Газпром» газа, но и на 100% принадлежит российскому EuroChem Group.

Грузинский производитель RustaviAzot производит удобрения преимущественно из азербайджанского газа, но принадлежит на 100% российской АФК «Система».

Болгарский производитель AgroPolychim также производит продукт из российского сырья («газпромовского» газа) или российских же полуфабрикатов (аммиака ПАО «Тольяттиазот», ООО «Русская минеральная компания», АО «Газпром-Салават»).

Румынский производитель Azomures S.F. тоже делает удобрения из «газпромовского» газа или аммиака российских производителей, а принадлежит на 100% Ameropa Group, в структуру собственности которого входят владельцы российского ПАО «Тольяттиазот».

Основное финансирование казахстанского производителя KazAzot осуществляется по линии российского «ВТБ Капитал».

Наконец, турецкий производитель Gemlik Fertilizer производит удобрения из аммиака российских химических гигантов ПАО «Тольяттиазот», АО «Газпром-Салават» и других.

То есть анализ производителей импортируемых в Украину удобрений чётко свидетельствует: они либо перерабатывают российские газ и аммиак, либо имеют в структуре российских собственников или даже контролируются ими. Причём большинство из них находятся под украинскими санкциями.

Зачем квоты

Разумеется, вновь начавшие расти объемы импорта удобрений и их увеличивающаяся доля на украинском рынке не могут не беспокоить: причём не только украинских производителей удобрений, но и власть.

С одной стороны обеспечение собственными удобрениями – это часть обеспечения продовольственной безопасности. С другой – это рабочие места и налоги, сохранение отечественной промышленности.

К этому стоит добавить, что в условиях пандемии коронавируса практически все государства мира принимают беспрецедентные шаги по защите внутреннего рынка и поддержке внутренних производителей. Было бы странно, если Украина действовала обратно общемировым тенденциям. И радует, что в Минэкономики всерьез озаботились этим вопросом.

В то же время жёсткие запретительные меры по ввозу удобрений в Украину могут создать ситуацию, когда уже внутренний производитель сможет завышать цены. А вот квоты в разумных размерах в этой ситуации являются компромиссным вариантом и для внутреннего производителя, и для аграриев, и даже для трейдеров.

При этом, по имеющейся в СМИ информации, которую подтверждают источники в Минэкономики, МКМТ предполагает утвердить именно разумные размеры квот.

1. По азотным удобрениям их объем будет даже несколько большим, чем реальный объем импорта за прошлый 2019 год. Плюс предполагается постепенная либерализация импорта – квоты будут ежегодно увеличивать на 2%. То есть, речь не идет о возврате к ситуации 2012-2013 годов, когда украинские азотные удобрения полностью доминировали на рынке (хотя в этом ничего плохого и нет), а лишь о фиксировании рыночных долей, где доля импорта будет временно ограничена на уровне чуть более 25% в общей структуре потребления.

И, по мнению экспертов, это важное ограничение, поскольку мировые цены на газ (основная часть в себестоимости удобрений) рано или поздно начнут расти. В таком случае украинский химпром начнет стремительно терять рынок. Дело в том, что в ЕС, Белоруссии, Турции для производителей, использующих газ в качестве сырья, как правило, существует особый тариф. В Украине же цены на газ и электроэнергию даже сегодня являются самыми высокими в Европе. Соответственно, себестоимость украинской продукции может расти опережающими темпами. Тогда надо или защищать рынок квотами (как это, кстати, делает ЕС по той же агропродукции в отношении Украины), или внедрять лояльную к химпрому тарифную политику на газ (опять же по примеру ЕС). Напомним, что в проекте правительственной экономической стратегии как раз задекларирован курс на защиту украинских производителей.

2. На трехкомпонентные удобрения (азот-фосфор-калий) могут ввести квоты, которые фактически не меняют структуру импорта. При потреблении 1,5 млн тон в год трехкомпонентных удобрений украинскими аграриями квота предлагается на уровне 1,42 млн тон. Что практически не повлияет на нынешнюю структуру рынка.

3. На двухкомпонентные удобрения (азот-фосфор) квоты, вероятней всего, будут неже импорта 2019 года. Размер снижения может быть аналогичен величине производственных мощностей государственного предприятия «Сумыхимпром» и частной компании «Днепровский завод минеральных удобрений» (ДМЗУ). Оба завода работали в прошлом году примерно на 1/10 от своих производственных мощностей. И логика тут есть: импортеры фактически обнулили внутреннее производство двухкомпонентных удобрений, а квоты должны позволить украинским предприятиям начать работу.

При этом украинские производители удобрений готовы подписать ценовой меморандум с Минэкономики, предполагающий сдерживание и корректировку цен при введении квот.

Таким образом, со стороны аграриев никаких поводов для паники в связи с возможным введением квот нет. Впрочем, они и не паникуют. Панику нагнетают лишь импортеры, которые уже распланировали получение дополнительных доходов за счёт бОльшего захвата украинского рынка. А введение квот станет лишь редким действенным случаем поддержки экономики со стороны государства.

Зайдём в обход

Российские производители задолго до прошлогоднего эмбарго начали раскладывать свои «яйца» в корзины производителей из других стран. В Польше россияне вошли в состав акционеров одного из крупнейших европейских производителей удобрений Grupa Azoty. В Грузии «Рустави Азот» и вовсе в 2017 году перешел под контроль российской АФК «Система». В Литву Россия резко нарастила экспорт удобрений, при этом несмотря на наличие своего крупного производителя – Achema – и власти Литвы, и собственники предприятия к этому отнеслись на удивление спокойно. В Турцию были резко взвинчены поставки полуфабриката для производства азотных удобрений – аммиака. О российско-белорусских поставках и говорить нечего.

Что получилось в результате.

В марте 2018 года в перечень санкционных товаров попали еще 2 вида удобрений 310221 (сульфат аммония), 310240 (смеси нитрата аммония с карбонатом кальция и др.). А в мае через СНБО были введены еще и персональные санкции к собственникам химических предприятий РФ и к самим производителям: группам Еврохим, Уралхим, Акрон и Фосагро. В них шла речь о блокировании активов, ограничении торговых операций, остановке выполнения экономических и финансовых обязательств и т.д.

После этого импорт российских удобрений в Украину серьезно сократился – с $701,3 млн в 2017 году до $323 млн в 2018 году, то есть в 2,2 раза. Существенно сократилась и доля российских удобрений в импорте с 67-79% в последние годы до 33%.

Но вот существенного сокращения импорта в целом не произошло. Даже несмотря на более благоприятную ценовую конъюнктуру по газу и заработавшие украинские заводы. Сокращение импорта в 2018 году по сравнению с 2017 годом составило в стоимостном выражении менее 5%.

При этом стали происходить удивительные вещи.

Грузия, до 2017 года не поставлявшая удобрения на украинский рынок, уже по итогам 2018 года вышла по поставкам на 5 место с поставками в $21,5 млн. Турция – крупнейший потребитель удобрений в регионе, который своим производством обеспечивает лишь 2/3 своего потребления, также за несколько лет нарастила поставки с 0 до $21 млн. селитры, хотя селитра в Турции не применяется из-за ее взрывоопасности и угрозе терактов, Литва с 2015 года нарастила поставки в 22,5 раза. При этом объем поставок российских удобрений в Литву подозрительно соответствует объему поставок литовских удобрений в Украину. Например, по итогам 1 квартала 2019 года из России в Литву заехало 96,5 тыс. т удобрений., а из Литвы в направлении Украины выехало 95,4 тыс. т. Польша в 2018 году отвоевала 10% импортного рынка, нарастив поставки с 2015 года в 20,5 раз. Белоруссия по итогам 2018 года контролировала 22,5% рынка импортных удобрений, а уже в 2019 году может начать доминировать на рынке. Наконец, уже в текущем году чудо произошло и с Болгарией: за 4 месяца поставки из этой страны странным образом в 10 раз превысили поставки за тот же период 2018 года и в 5,5 раз – за весь 2018 год.

В 2019 году продолжилось то же самое. Например, в декабре 2019 года Россия экспортировала российских NPK-удобрений в объеме 367,195 тыс. тонн. Более половины данного объема — 195,668 тыс. тонн, поступило в страны Европы, причем отгрузки на европейские рынки выросли на 48% по сравнению с декабрём 2018 года. Почти весь этот объем — 191,948 тыс. тонн, был отправлен в страны Евросоюза, включая Румынию, Латвию и Литву. И если отгрузки в страны Евросоюза увеличились на 80%, то поставки в страны за его пределами уменьшились на 86%, до 3,72 тыс. т. В первую очередь российские производители удобрений говорили о потере стратегически важного для них рынка Украины. По странному стечению обстоятельств именно из таких стран как Румыния, Латвия и Литва в разы выросли поставки минеральных удобрений в Украину.