«В XIX — начале XX веков женские костюмы имели до того сложную конструкцию, что некоторые даже невозможно надеть традиционным способом. Наша буржуазия предпочитала либо заказывать их за границей, либо шить у местных портних. Последним не особо доверяли, особенно если для шитья использовали дорогую ткань. Вначале портниха делала макет из бумаги – сшивала все детали, украшала, демонстрировала заказчикам. И только после утверждения макета могла приступить к работе», - говорит Марина Иванова, коллекционер старинной одежды и создатель музея старинной моды.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяВот уже 30 лет Марина собирает старинные наряды и аксессуары к ним. Причем не простые: каждый костюм в ее коллекции — это произведение искусства, которое повторить практически нереально.
Сейчас в ее коллекции свыше 200 костюмов, еще примерно 100 находятся в работе и на реставрации. Каждый костюм – это ручная работа и изготовлены они в единственном экземпляре. Часть коллекции Марина демонстрирует всем желающем в Софии Киевской, в Доме Митрополита. Эксперты и модники отмечают, что это единственная в Украине такая коллекция.
- Сколько стоил такой костюм?
- Стоимость обычного костюма для дамы составляла до 50 царских рублей, если платье было нарядное – 80–100 рублей, богатое платье могло стоить и 200 рублей, и больше. (Килограмм свинины, для сравнения, стоил 40 копеек в конце 1800-х годов, а годовое жалованье офицера царской армии составляло 700 рублей в год. – Прим. авт.) Богатые и состоятельные мужчины старались одеть своих жен, дочерей или любовниц как можно богаче – на тот момент женщина была визитной карточкой мужчины. Если бизнесмену или крупному промышленнику приходилось вести деловые переговоры – партнеры судили о его статусе по наряду его супруги.
Мало того что наряды шили из дорогих тканей, украшали кружевами, они могли быть украшены золотыми и серебряными пуговицами, бриллиантами, которые затем передавались по наследству.
Дамы разоряли своих мужей гардеробом. Но спрос на такие вещи был большим. Иногда в не особо богатых семьях родители копили несколько лет на свадьбу дочери, чтобы у нее было дорогое платье и несколько дорогих вещей в гардеробе. Иногда 5 лет собирали гардероб одной дочери, выдавали ее замуж, затем собирали уже второй дочери.
- Сколько платьев должно было быть в гардеробе у дамы из высшего общества?
Наряд в гардеробе дамы из высшего общества был далеко не один. Дама обязана была иметь в своем гардеробе костюмы для прогулки, для выхода в гости, для похода в театр, для бала, визитное платье.
Среднестатистическая богатая дама переодевалась 5–6 раз в день. Утром к чаю – один наряд, для похода в госучреждение – другой, для прогулки – третий, для приема гостей – четвертое, для оперы – пятое, для дома – шестое. Чем больше вещей видели люди – тем состоятельным в глазах общества был муж дамы, тем выше был его статус.
Под каждое платье обязательно подбирались перчатки, шляпка, украшения, обувь.
- Как ухаживали за такими костюмами?
- Все дело в том, что многие дамы из высшего света могли отправить свои грязные вещи во Францию – на стирку и накрахмаливание. Редко кто у нас брался за такие вещи. А ведь правильно накрахмаленное белье – это половина успеха наряда. Если оно не так накрахмалено, платье или костюм мог не сидеть на даме. У нас были дорогостоящие прачки, но к ним обычно были очереди, поэтому легче и проще было отправить свои наряды во Францию. Зимнюю одежду, меха, например, на лето отправляли в специальные хранилища – обычно в подвалы библиотек.
- Марина, как менялась мода в разных странах в разные времена? Были ли какие-то тенденции?
- Я заметила, что южане всегда одевались намного ярче, чем северные страны. Скажем, костюмы англичанок довольно темные и мрачные. Такие же носили жители Норвегии, Бельгии и даже Санкт-Петербурга. Киевлянки одевались ярко. А вот в Одессе еще ярче. Законодателем моды для женщин была Франция, а для мужчин – Англия.
Что касается фасонов – то никакого отличия не было.
Сначала был период барокко – на многих гравюрах дамы изображены в странных платьях – с двумя подушками по бокам. Затем ему на смену пришел период романтизма и кринолинов.
В 1870 году Чарлз Ворт придумал кринолин. Кринолиновые юбки достигали 5–6 метров в объеме. Цеплялись они на специальные круги, имели очень много нижних подъюбников. Ворт первым придумал демонстрировать фасоны на женщинах-моделях. Во время одного из показов юбка просто упала под собственным весом. Модели было очень жарко, и все эти метровые юбки она просто приподняла и завязала сзади большим узлом. Ворт очень удивился новому фасону – у дамы был плоский живот и объемный зад. Тогда Ворт убрал кринолины и придумал специальную подушечку, которая одевалась на пояс – она могла быть набита ватой или соломой. Моя бабушка говорила о таком фасоне: «Волнующий зад, скучающий перед».
Иногда портниха выбирала 3–4 вида кружева для таких юбок – все для того, чтобы оно шуршало. Это был такой своеобразный посыл кавалеру: следуй за мной.
Такие платья были целым сооружением внутри – в них было сложно и ходить, и сидеть. Представьте только все эти деревянные планки, металл, ленты! Завязки, утяжелители, до 12 предметов нижнего белья.
В конце 1800-х - начале 1900-х годов начался Серебряный век и модерн. Можно сказать, что дамы до Первой мировой войны успели побыть красивыми – платья тогда стали более простыми по своим конструкциям. Новые фасоны появлялись в Европе и приходили к нам. Мне очень нравится дореволюционный период. Такие наряды обильно украшены вышивкой, кружевом, стразами, мехом. И в это время еще оставалось к женщине трепетное и нежное отношение мужчин.
- Исторические события как-то влияли на моду?
Здорово на моду влияла история и различные социальные события. Например, во время Турецкой войны многие предпочитали турецкий стиль и даже тюрбаны, во время Венгерской войны – был в моде гусарский стиль. До революции в Украине была очень модной и вышиванка. Когда открыли гробницу Тутанхамона, модным стал египетский стиль со всеми символами, жуками-скарабеями, растительными орнаментами. Долгое время для модников была закрытой Япония. В начале 1900-х годов все японское вдруг хлынуло на рынок, и дизайнеры, портные подхватили японские мотивы.
- В Вашей коллекции практически нет размеров на полных дам. Их, что, тогда – не существовало?
- Дамы из высшего общества всегда худели, старались быть ухоженными, переживали очень сильно из-за внешности. Даже в те времена в газетах рекламировали кремы для увеличения груди. Очень плотные дамы себя просто затягивали в корсеты – так, что перетянутыми оказывались все внутренние органы, а треть кислорода просто не доходила до легких. Часто дамы падали в обморок, доводили себя до изнеможения. Особым шиком считалось, если талия у дамы такого же размера, что и шея у ее кавалера. Многие затягивались до 40 сантиметров.
А вообще наши предки в те времена были куда меньших размеров, чем мы сейчас. У нас сейчас есть холодильники с обилием еды, много удобрений для растений, ГМО и фастфуд. В те времена пища была натуральной, а люди кушали без излишеств. Были, конечно, гулянья, банкеты со столами, ломящимися от яств, но в повседневной жизни это не приветствовалось.
Именно поэтому в те года люди были меньше и ниже ростом. Даже если взглянуть на мебель тех годов – современному человеку она покажется слишком маленькой и слишком низкой.
- С помощью одежды тогда маскировали свои недостатки?
- В дореволюционные времена это было просто наваждением. Фигуры и ноги дамы скрывали за пышными юбками, если руки были некрасивыми – у дамы имелся арсенал перчаток, если волосы были негустыми – имелись шляпки с пришитыми волосами, некрасивое лицо скрывали за вуалью.
Именно на 1800 – начало 1900 годов приходятся и самые громкие скандалы и разводы. Ведь зачастую кавалер видел то, что женщина хотела показать. А вот после женитьбы в спальне муж видел жену такой, какая она есть. И часто разражался скандал с криками «Мне не ту подсунули!». В те времена дамы упорно пользовались косметикой и твердили кавалерам, что у них все свое и натуральное. Моветоном считалось зайти в магазин косметики – дамы заходили туда с черного входа.
- Под такие костюмы соответствующим должно быть и нижнее белье.
- Да, дамы из высшего общества имели до 12 предметов нижнего белья. И весило оно несколько килограммов. Среднестатистическая дама надевала лиф под корсет, чтобы корсет не натирал, затем корсет, панталоны, чулки, нижние юбки. Каждая нижняя юбка имела свое название – танцевальная, внутренняя, самая нижняя, верхняя, которую расшивали кружевом, так как она могла показаться из-под платья. Затем сверху на все это надевался еще один корсет, иногда корсет уже был встроен в платье. Количество ленточек, пуговиц и крючочков на таком белье иногда достигало до 80. До Первой мировой войны многие состоятельные люди имели слуг, которые помогали дамам одеваться. Домработница, которая умела со всеми этими вещами обращаться, даже получала на порядок больше. А по шнуровкам и застежкам мужья и отцы определяли – ночевали ли жена или дочь дома. Потому что в такой конструкции так просто с кавалером не останешься, а если и останешься – просто не оденешься сама.
- В Киеве были известные модистки и дизайнеры?
- Я сейчас как раз изучаю эту тему. Нашла несколько известных в дореволюционные времена шляпных мастерских. Может быть, кто-то из ваших читателей владеет такой информацией – я буду очень благодарна.
На данный момент мне известно, что были профессиональные швеи и модистки, которые разрабатывали основную модель. У многих зажиточных людей были крепостные, они сидели и вышивали – сумки, воротнички, делали кружево.
- А как насчет обуви?
- В начале 1800-х годов модными были туфельки с каблуком в 5 сантиметров – это были устойчивые и очень мягкие туфли. В них почти не ходили по улицам – приезжали в карете под самую дверь и шли на бал или по другим делам. Дальше мода начала меняться – туфли стали изготавливать из кожи козленка, бархата, атласа. Почти до 1900-х годов обувь шили на одну ногу – то есть не было првой или левой туфли. Туфельки были идентичными и со временем принимали форму ноги – правой или левой.
- Существовала ли детская мода?
- Нет, как таковой ее просто не существовало. В годик-полтора между мальчиками и девочками вообще не делали различия: их одевали в рубашки и юбки, чтобы ребенка было удобнее переодеть. С 2–3 лет мама одевала девочку, как маленькую леди, причем девочку часто затягивали в корсет – чтобы была хорошая фигура к 15–16 годам. Мамы пугали малышек – если не будешь носить корсет, будешь выглядеть, как дочка прачки. Мальчикам в этом плане было куда проще.
- Мы как-то больше привыкли к тому, что одежда должна быть удобной, а не такой громоздкой. Как же можно было что-то успеть сделать, если все время приходилось следить за платьем?
- Все дело в том, что мы говорим о дамах из высшего общества. Их с детства приучали к такой одежде. Мужчины были в курсе таких излишеств и именно от их понимания, насколько женщине тяжело просто выйти из кареты или подняться по лестнице, берет свое начало мужская галантность – подать руку, поддержать, придержать дверь, предложить опереться на свою руку.
Дама выходила замуж, и на ее плечи ложилось полностью все – от ухода за домом и мужем до воспитания детей и прислуги. Ведь о хозяйке судили даже по тому, насколько чистая прислуга, насколько может хорошо и без нецензурных слов говорить.
Думаю, женщины на тот момент были достаточно сильными. Да и мода того времени превозносила не женщину, а наряд. Одежда была такого кроя, что женского тела за всеми подъюбниками и корсетами и видно-то не было. Многие супружеские пары, живя вместе, без одежды друг друга и не видели никогда. Сегодня же, наоборот, больше внимания уделяется женскому телу, все пытаются выставить себя напоказ. Уже потеряно искусство скрывать и оставлять тайну своего тела.
- Марина, как пришла идея коллекционировать именно костюмы старой эпохи?
- Моя бабушка Клавдия была портнихой в Ростовской области, еще до войны имела собственное ателье. А еще она была умной женщиной и знала цену вещам – очень многие вещи она сохранила, несмотря на войну и голодные времена. Так что многие вещи были в моей семье еще задолго до моего рождения – например, бальное платье 1910 года, несколько кукол, броши, шляпы, перчатки. Я никогда не считала это коллекцией – эти вещи просто меня с детства окружали. В свое время я работала преподавателем и преподавала на курсах кройки и шитья. Некоторые вещи брала как образец – иногда студенты мне говорили, что что-то невозможно сделать, например, набить рисунок ватой, тогда я приносила старинную вещь и демонстрировала, как шили в те времена.
Со временем ко мне пришло понимание, что когда-то в старину шили с очень большим мастерством. Многие секреты просто утеряны, и мы так больше шить не сможем. Захотелось собирать такие вот вещи. Собирала все, пока позволяла квартира. Иногда было так, что попадался старинный пиджак, к нему нужно было искать соответствующую юбку, шла на Сенный рынок – юбки не находила, зато видела старинные туфли и просто их покупала – потому что не могла пройти мимо. Со временем меня уговорили друзья показать мою коллекцию в Доме пионеров. Так коллекция превратилась в музей.
Я даже не ожидала, что коллекция так понравится и посетителям, и самим музейщикам. Мне пришлось оставить работу и начать заниматься этим профессионально. Многие старинные вещи нуждались в реставрации, многие вещи приходится разыскивать, ищу историю своих вещей, много читаю о тех периодах. Ведь каждая вещь имеет свою историю, зачастую очень увлекательную.
Сейчас ко мне приходят не просто посмотреть на наряды, в которых ходили в Киеве еще 100 лет тому назад. Приходят студенты – и посмотреть, и пощупать ткани, приходят дети и взрослые, много расспрашивают, приходят артисты и звезды. Интерес не угасает.
- В Вашей коллекции платья только для богатых?
- Да, это костюмы не бедного населения, а буржуазии. Их либо привозили из-за границы, либо шили здесь. Каждое такое платье – это произведение искусства. Можно было бы выставлять старинные, скажем, рубашки для прачек – но они малоинтересны.
Сейчас в коллекции 200 костюмов – я имею в виду только те, которые после реставрации, в хорошем состоянии, они отчищены, отглажены, накрахмалены, приведены в порядок, к ним подобраны соответствующие аксессуары. Иногда, бывает, что костюм или какая-то деталь гардероба по нескольку лет ждет своей очереди, чтобы быть выставленной. Например, есть хороший пиджак – но под него нужна юбка, обувь, шляпка, все должно подходить по цвету, быть в тон, и что самое важное – быть из той же эпохи.
- Какой период охватывает Ваша коллекция?
- В ней есть вещи из 1750-х годов – это опахала, кошельки, обувь, а вот костюмы – с 1800 –го года. У меня в коллекции есть сумочка Евы Браун – ее мне подарил оруженосец Жукова, есть платье графини Броницкой, есть наряды артистки Эсфири Сальной. Платья здесь собраны практически со всего мира. Приходилось искать их на рынках и в антикварных лавках практически везде.
- Какие страны богаты на антикварные вещи?
- Те страны, где не было войн. Дорогие платья были всегда, в любой стране. Но у нас, скажем, было слишком много потрясений, чтобы они сохранились. Очень много экспонатов можно достать в США, несколько меньше в Германии или Франции, в Украине слишком мало антикварных вещей.
- Есть ли в Вашей коллекции любимые вещи?
- Мне лично очень нравится платье известной артистки Эсфири Сальной. Очень неординарная личность с трагической судьбой. Эсфирь была дочерью богатого промышленника, но вышла замуж за вдовца с тремя детьми, статусом куда ниже. Зато у них была любовь. Эсфирь была талантливой пианисткой. У ее мужа отобрали магазины и имущество, она долгое время ждала его из ссылки и воспитывала его детей, хотя ее родственники после революции эмигрировали в Европу и звали ее туда же. Умерла Сальная в блокадном Ленинграде в день своего рождения.